Анна ЗВЁЗДКИНА. Город, который поет
Так кем ты был – простым приятелем,
Наивным детским приключением,
Моим дорожным указателем,
А может – пунктом назначения?
Где вымысел, где тайный знак?
Уже совсем не важно, вроде бы,
Но в мыслях, как победный стяг,
Твоя зовущая мелодия.
Треугольная баллада
Они вместе выплачивают ипотечный кредит,
Вместе ходят в «Ашан», «Пятёрочку» и «Магнит»
За пельменями, «Pepsi» и виски «White Horse»,
Украшают татушками плечи и торс.
Они вместе воспитывают двух чудесных котов,
Постят фотки с тропических островов.
Он с гитарой вальяжно ложится в кровать,
А она – на своём: «Чтоб ты сдох, дай поспать!»
В общем, да, у них всё прекрасно, зачёт.
Всякий ангелом станет, коль баба – чёрт!
У неё на учёте любой катаклизм –
В 8.30 – обход пылающих изб,
В 9.40 – ловля коней на скаку.
Он ещё в это время лежит на боку.
Ему дорог сарказм и крутой её нрав –
В ней так много перца и пряных трав!
Он не то что альфонс, не сказать, что слабак –
Он ведь тоже работает как-никак,
Он ведущий торжеств и поёт, как звезда,
А она усмехается: «Хм, тамада!»
Он вгрызается в жизнь, он боец, он солдат,
Только вот командир из него плоховат.
Он цунами, он буря! Трепещут коты!
Для неё ж это – буря в стакане воды.
Он её забавляет – занятный шут.
У неё наготове и пряник, и кнут.
Улыбаясь, прикажет: «Ну что же ты, спой!»
Но система даёт неожиданно сбой.
Что-то вдруг происходит – атака, взлом,
Шут, свихнувшись, становится королём.
Эта девочка, сладкая, как карамель,
Белоснежка, Сильфида, Ассоль, Жизель…
До чего же наивна – дитя! Как же так?
Вся дрожит. Он снимает свой модный пиджак,
Укрывает ей плечи. Самому нипочём
Адский холод и ветер. На душе – горячо.
Он Мужчина, он рыцарь! О, как он был слеп!
Он Суворов, Шаляпин и Джонни Депп!
Она смотрит восторженно, снизу вверх,
Возводя в добродетель любой его грех,
Ходит в шёлковом платьице, на каблуках,
О любви говорит ему в нежных стихах,
Вышивает украдкой гитарку крестом,
Одурманена песенным колдовством.
Эта лёгкость, свобода, родство – навсегда?
Только здесь и сейчас, а потом – темнота.
Обернётся опять, очень скоро притом
Чародей – тамадой, государь – шутом.
Он мечтает попасться в знакомый капкан,
Он для бурь своих ищет привычный стакан.
Home, sweet home, ипотечный родной кредит,
И «Ашан», и «Пятёрочка», и «Магнит»!
И опять – воспитанье бесстыжих котов,
Куча фоток с тропических островов.
Он несмело, тихонько ложится в кровать.
(Что ж гитарой да лаской жену донимать?)
У него теперь «Fender», гитара-мечта,
Только песня - не та, абсолютно не та.
О музыке
Смело выкидывай в мусорку
Пропуск в наш пряничный май.
Только, пожалуйста, музыку
Не забывай, не бросай!
Я не о той, о коммерческой,
Свадьбы, банкеты не в счёт.
Я о другой – человеческой,
Мудрой, зовущей вперёд.
Ты же не хочешь стать фантиком,
Фоном к распитию вин.
Хоть иногда будь романтиком,
Слышащим песни глубин.
Кто-то ведь должен быть Слышащим
В мире, где темень да глушь,
Должен подняться над крышами,
Пусть хоть на тысячу душ
Только один. Пусть посмешищем
Выставит злая молва.
Только, пожалуйста, в зрелище
Не превращай Волшебства!
Ты пел о любви
Ты пел о любви, фееричной, экранной,
Нежданной, незваной, упавшей с небес.
А жадный мой ум, и влюблённый, и пьяный
Все песни коварно присвоил себе.
Прельщаясь красивой, отточенной фразой,
Нескромной мечты ощущая полет,
Низал он на нитку упрямых фантазий
Мерцающий жемчуг рассыпанных нот.
Ты пел о любви, и на голос твой властный
Весь мир отзывался гитарной струной,
И тёмная ночь становилась прекрасной.
Кому же ты пел о любви неземной?
Влюбленность
Влюблённость…
А всё-таки, что это?
Нет, не иллюзия, не слепота.
Я верю, влюблённость есть Музыка,
Что Маэстро играет ученикам,
Сам весь из Музыки соткан
И красотою Творенья навек покорён.
Влюблённость…
О нет, не затменье –
Прозренье, проекция рая.
А мы просто рядом
Стоим, разомлевшие
От удивительной щедрости звуков.
О, неужели доверена Музыка
Нашим рукам неумелым и робким?
О, неужели и мы так способны сыграть?
Смолкло всё.
Только шуршанье страниц,
Нагромождение чёрных кружочков и линий.
Милый,
Кто разбросал жутковатые чёрные гроздья
На белом снегу?
О, неужели это и есть та самая Музыка?
И если всё-таки «да»,
Как же ей вырваться из бумажного плена?
В руки возьмём инструменты.
И будут жестокие струны вонзаться нам в пальцы.
И голова будет кругом идти от усталости.
И Учитель, ругаясь,
Требовать будет тот сложный пассаж
В сотый раз повторить.
И, возможно, когда-нибудь
Вырвется Музыка на свободу…
Впрочем, всегда в нашей власти
Скомкать и выбросить к чёрту проклятые ноты.
***
Песенных два, наивных,
Два немирских – надмирных.
Я: «Зааркань былое!»
Он: «Отпусти внеземное».
Крохотная песчинка,
Искра в ладонь, снежинка…
Что ж мы, как наркоманы:
«Дюны, сугробы, вулканы –
Дай!» Хочет Бог помочь нам
Не улететь досрочно.
В пару таким, крылатым,
Созданы люди-канаты:
Песенному – молчащий,
Зрящему небо – зрящий
Ямы. Он: «Где ж былое?»
Я: «На Земле внеземное –
Редкость, дают по капле».
Петь запретить? Да нам ли?
Пойте, певцы, да порознь!
Солоно соло, да морось,
Снег и туман, ощерясь,
Лезут в леса, в пещеры,
Прочь от грозы куплетов,
Песенных тех амулетов.
Воду - вином вам, гости,
Сделал Бог. Скуку бросьте!
Просит Отец Небесный
Сделать песчинку вам – песней!
Баркарола
Уводи за собой, адмирал,
Клинья пёстрой бумажной флотилии.
В сизом блеске озёрных зеркал
Водяные прозрачные лилии
Пусть коврами устелют твой путь.
Мне не жалко бумажных корабликов.
Ярких залпов не жалко ничуть
И каюты пустующей. Там ли кров?
Мне не жалко, хоть флот твой хорош –
Оригами бумажного гения.
Мне не жалко, мой сказочный дож,
Распрощаться с Венецией, Генуей.
Сердцу биться не стоит труда,
И удары спокойные, ровные.
Только жаль, признаюсь, иногда
Утонувшей в ночи баркаролы мне.
***
Как беспомощно песня «страдает» мне вслед,
Бесполезно, безжизненно, блёкло –
Мне впервые за столько томительных лет
Захотелось, чтоб всё вдруг умолкло.
Как безволен и слаб ты – засохший листок,
Жёлтый лист на осеннем асфальте.
Весь седой, как в остывшей печи уголёк,
Незаметная точка на карте.
Милый друг, не страшна седина в волосах.
Но в душе седина – это жутко.
Расскажи, соловей - где луна, небеса!
Ходишь тучной домашнею уткой
По двору и клюёшь равнодушно зерно,
Что насыпала в тазик хозяйка.
Променял на кормушку на эту давно
Ты и небо, и ночь, и лужайку.
Как волнующе песня звучала мне вслед!
Разве есть что-то в мире превыше?
Но с тех пор миновала уж тысяча лет.
Вряд ли снова такую услышу.
СИМФОНИЯ ПОБЕДЫ
Поэма
1.
Нынче музыка – роскошь. Их было сто,
А осталось пятнадцать. Какой концерт?
Да и те, кто остались, теперь ни за что
Не сыграют. Прозрачны их руки на свет
И ладонями вверх неподвижно лежат.
И лежит в них почти осязаемый хлеб.
Но Морфей забирает тот хлеб назад,
И уносит сознанье в привычный склеп
Ленинградских квартир. Нынче музыка – роск…
Нет, не роскошь, не роскошь! Она – кислород.
Только где ж её взять-то? Сломаешь мозг.
Но молчание - смерть! Из руин, из темнот
Приходили они, на ногах и без ног.
Кто-то - с фронта. (Приказ был – в оркестр отпустить).
Все, кто мог удержать инструмент, кто не мог
Приходили - вела их незримая нить.
Покидали землянки они, блиндажи
И палаты окрестных госпиталей.
Одному прямо в морге пришлось ожить.
Устремился он снова к злосчастной земле,
Сдав обратно свой новенький ангельский нимб,
И бессрочный пропуск в Эдемский сад.
Даже Музы покинули древний Олимп,
Чтоб спасти от беды, отстоять Ленинград.
2.
Отпустить бы их всех. До симфоний ли им,
Истощённым, усталым, прозрачным теням?
Веет чем-то нездешним от них, нелюдским.
Сколько тех, кто вообще не хозяин ногам
И не в силах подняться по лестнице в зал.
Задубевшие пальцы не чувствуют струн.
А на лицах лишь скулы одни да глаза.
И смычки тяжелы и плотны, как чугун.
А один говорит: « Тут попробуй, сыграй!
Тут помрёшь. Это ж даже не флейта, а медь».
А его ободряют: «Играй, рано в рай!»
И играет. И дразнит дыханием смерть.
А другой хмурит брови: «Какой я теперь
Музыкант? Мне винтовка сподручней смычка.
Заскорузла душа. Не до высших тут сфер.
Замечтаешься – быстро тебя, дурачка,
Укокошат». А пальцы ложатся на гриф.
Пепел, камень и сталь превращаются в плоть.
Будто всполох зарниц, осознание – жив!
Адской мельнице светлой души не смолоть!
Ну а третий … молчит. Много тактов подряд.
Бесконечная пауза. Песнь тишины.
Как пронзительно мёртвые нынче молчат!
Как их песни торжественны и страшны!
И голодный - едва на ногах – дирижёр
Распростёр руки-крылья над чёрной войной.
И объемлет блистательный до мажор,
Словно купол, сердца ленинградцев, бедой
Окольцованных. Только пятнадцать минут
Длилась музыка. Не было больше сил.
Но дала она веру, что демоны лгут –
Это город живых, а не город могил.
3.
Но не знало о музыке хищное зло.
Всё смотрело свои триумфальные сны.
Процветало кровавое ремесло.
И лежали билеты на бал сатаны
Аккуратною стопкой. Планировал враг
В честь победы над городом пышный банкет.
И казалось врагу – канул город во мрак.
И казалось, что города больше нет.
4.
Ко всему они были готовы – мольбы,
Крики, стоны, безумие, беспредел,
Мародёрство, убийство за горсть крупы …
Но чтоб мёртвый город вот так … запел?
Пробирает озноб их до самых костей,
Бледный ужас у каждого на лице.
Это музыка … призраков? Духов? Людей?
Под обстрелом, без хлеба, без света, в кольце,
После дикой, немыслимой, страшной зимы,
Что и дьявол в аду у себя не видал,
Разве город может не стать немым?
Разве городу не был смертельный удар
Нанесён? Город пел. О, как пел Ленинград!
Каждой язвой своей, каждой раной звучал.
Пел Исакий и Смольный, и Летний сад.
Пел закат над Невой, полнокровен и ал.
Звуки крепли, росли и лились через край.
Пел – всему вопреки – перекошенный дом,
Рваный рельс и задетый осколком трамвай,
И обугленный клён под разбитым окном.
Пели стулья, разрубленные на дрова,
Сажа в печках-буржуйках, на стёклах – кресты.
С ними радио пело. И снова жива,
И крепка была вера, что станут густы
И улыбчивы нивы, и будет хлеб,
На окошке – фиалки, мурлычущий кот.
Будет ужас войны до смешного нелеп,
И вообще никогда и никто не умрёт.
Пел оркестр. И зрители. И концертный зал
Каждой лампочкой, искоркой каждой пел.
Репродукторы пели, и музыки шквал
Всё собой заполнял. И имелся ль предел
Этой музыке? Мера, граница была ль?
Даже смерть подчинилась её естеству,
И зловещая, тёмная, адская хмарь
Отступила, упала бессильно в Неву.
И стояли враги, безоружны, слабы,
Под огнём неземных, запредельных нот,
Осознав обречённость своей борьбы.
Можно выставить танк, броневик, самолёт
Против смертных. Но город, который поёт…
Как бороться с ним? Музыку – чем расстрелять?
Разве он постижим, победим – тот народ,
Научившийся смерть поворачивать вспять?
Анна ЗВЁЗДКИНА
Поэт, лингвист, переводчик. Родилась в городе Дзержинске Нижегородской области. Живет в Нижнем Новгороде. Любит красоту и искусство в каждом их проявлении. Первое стихотворение написала в девять лет и уже тогда поняла, что поэзия – важная часть ее жизни. Помимо поэзии увлекается танцами, музыкой, рукоделием, речными путешествиями. Участник и финалист многих конкурсов и фестивалей, в том числе: всероссийского Слета молодых литераторов в с. Большое Болдино, поэтического фестиваля «Русские рифмы» в г. Нижний Новгород, всероссийского литературного конкурса к 200-летию И.С. Тургенева «Родине поклонитесь», всероссийского конкурса молодых поэтов «Зеленый листок», организованного Домом Поэзии Андрея Дементьева и многих других. Публикуется в журналах «Нижний Новгород», Невский альманах», сборник стихов «Зеленый листок», поэтический альманах «Образ» и др.