Марк НЕКРАСОВСКИЙ. Танго смерти

Танго смерти

Сколько их было? Дюжина?

Семнадцать иль двадцать пять?

Жизнь войной отутюжена

И некому их считать.

Каждый из них был маэстро,

Гордость и слава страны.

В состав одного оркестра

Смертью они сведены…

             

           * 1 *

Гласили фашизма законы,

Бог создал евреев зря.

И повезли эшелоны

Их в гетто и лагеря.

 

Из Франции, Бельгии, Польши

Везли их на смерть палачи.

Жизнь в лагере длится не дольше,

Чем время дойти до печи.

 

Не знали убийцы сомнений,

Приказы нельзя обсуждать.

А пепел как удобрение

Крестьянам легко так продать.

 

Одежда, обувь, игрушки

Всему есть своя цена.

На деньги делали пушки,

Чтоб продолжалась война.

 

А кожу на абажуры,

Моды фашистской писк.

Правда, для тонкой натуры

Есть огромнейший риск.

 

Может не выдержать разум

Так трупы сжигать людей.

И выход нашёлся сразу

Евреев сожжёт еврей.

 

Дадим для таких отсрочку,

Может и смерть подождать.

А выполнят дело – точка.

Прикажем всех расстрелять.

 

Жиды нам твердят о вкладе

В мировую культуру.

Нет личности в этом стаде,

Знаем мы их натуру.

 

Еврей по натуре шлюха.

Продаст и родную мать

Скажем, и гениев духа

Арийцев будут играть.

 

И вот из всех эшелонов,

Прибывших из разных мест,

Для подтвержденья «законов»,

Собран был лучший оркестр.

 

Играйте Вагнера, Баха

И шанс есть жизнь сохранить.

Что побледнели от страха?

Не бойтесь, будете жить.

 

Каждый из них был маэстро,

Гордость и слава страны,

В состав одного оркестра

Смертью они сведены…

 

                * 2 *

После вечерней проверки

В бараке оркестр не спал,

И каждый по личной мерке

Всю свою жизнь проверял.

Тишину разорвал скрипач,

Тот, что был всех моложе.

«Есть в сердце моём только плач:

Что ты делаешь, Боже?

 

Когда мы играли Баха

В печь уходил мой отец.

И скрипка была как плаха,

И разве я не подлец?

 

Жизнь продлевать на коленях –

Это удел рабов.

Нет во мне больше терпенья,

Нет утешения слов.

 

Завтра я скрипку брошу

Оркестра покину строй

Чтоб коменданта рожу

Не радовал я игрой».

           

- Музыка наше оружие! –

Прервал его речь дирижер. –

Вскроем врагов мы бездушье,

Убийцам дадим отпор.

 

Танго написано мною.

У каждого выбор есть

Струсить пред вражьей стеною

Иль защитить свою честь.

 

Подарим надежду жертвам,

Расскажем о вечной любви

И пусть всех нас ждёт muerto.

Спас – он всегда на крови».

 

            * 3 *

А вечером после акции

Оркестр комендант собрал

И стал им читать нотации:

«Жид по натуре нахал.

 

Приказывал: Вагнер и Бах.

Что же вам так неймётся,

Думаете на небесах

Вам и это зачтётся?

 

Вы можете исполнять

Ваше жидовское танго,

Но вам придётся узнать

О принципе бумеранга.

 

Сыграете – в крематорий

Уйдёт от вас музыкант.

По пеплу узнаем вскоре

Сколько же весит талант.

 

А жизнь только раз даётся

И глупо зазря сгореть.

Выбор у вас остаётся:

Геройствовать – это смерть.

 

Мораль для тонущих – гири,

И кто вас будет винить?

Играйте «Полёт Валькирий»

Чтоб жизнь свою сохранить».

 

Сказал и ушёл, оставив

Стоять музыкантов строй.

И каждый думал о праве

Себя сохранить игрой.

 

И каждый думал о близких,

Сгоревших в огне печи,

Об утреннем страшном риске,

И не было сна в ночи.

 

И не было сна и каждый

К утру для себя решил,

Хоть жизнь даётся однажды,

Предателю свет не мил.

 

А утром пришли вагоны,

И смертники строем шли.

И танго сквозь все препоны

Пело о вечной любви.

 

О том, что ждёт их всех счастье.

О том, что спасенье есть,

Что скоро пройдёт ненастье

И радостной будет весть…

 

Когда же покинул вагон

Последний новоприбывший.

Тромбон положил на перрон

Старик, что был всех их тише.

 

Он выбрал себе дорогу,

Ведущую в крематорий,

Как лестницу прямо к Богу,

С которым встретится вскоре.

 

И завтра играли танго,

И брошен был контрабас.

…А принцип ваш бумеранга

Коснётся, наци, и вас.

 

И так день за днём, играя,

Редел музыкантов строй,

И словно ворота рая

Оркестр открывал игрой.

 

Последней играла скрипка,

Как с Богом вела разговор.

И музыканта улыбка

Фашизму давала отпор.

 

Пощёчиной бил талант,

И став, как бумага белым,

В скрипача сам комендант

Свой разрядил парабеллум…

 

               ***

Сколько их было? Дюжина?

Семнадцать иль двадцать пять?

Жизнь войной отутюжена

И некому их считать.

 

Мир их исчез в круговерти.

Стёрт был с лица Земли.

И танго любви и смерти

Нот нигде не нашли.

 

А что же от них осталось?

Рассказ, а это не малость,

О том, как живые мишени

Погибли, не став на колени.

 

Каждый из них был маэстро…

 

 

Трубач

А он не умел делать деньги

И вечно был, замкнут в себе.

Любил «Джетро Талл» и регги.

И соло играть на трубе.

 

Когда душа его пела

Ласкал он трубу, как жену.

И словно женщины тело

Она отвечала ему.

 

И были в музыке этой

Экстаз и томленье души,

Страсть, что горит как комета,

И шёпот в ночи: «Не спеши».

 

Вся жизнь от рожденья до смерти,

И радость, и горестный плач.

Весь мир на звучащем мольберте

Создал гениальный трубач.

 

Плевать, что скандалят соседи.

Сбежала жена. Денег нет.

Маэстро влюблён в силу меди

И вытянул счастья билет.

 

 

Марк Викторович НЕКРАСОВСКИЙ

Родился в г. Луганске (Ворошиловграде) в 1965 г. Окончил истфак ВГПИ. Член Союза писателей России, Союза писателей ЛНР, Республиканского союза писателей ЛНР – луганское отделение МСП. Пишет стихи, прозу, в том числе для детей. Автор книг «Мы Одиссеи в жизни и любви», «Мы всё же достигаем высоты», «Танго смерти».  Автор более ста публикаций в альманахах и коллективных сборниках («Молодая гвардия»), в «Литературной газете», в журналах «Александръ», «Родная Ладога» и т.д. Лауреат литературных премий имени Михаила Матусовского, Олега Герасимова, Владимира Гринчукова, а также издательства «Молодая гвардия». По мотивам поэмы «Танго смерти» был поставлен спектакль «Последнее танго» на сцене Югра Классик в Ханты-Мансийске (режиссёр Инна Голикова). Живет в Луганске, Луганская Народная Республика.

 

 

 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2021

Выпуск: 

6