Ольга ТАИР. Музыка как полёт
и другие места обитания
Этюды
Моему педагогу по специальности Л.С. Васевой
1.Школа и парк
Опоздать. Прибежать после всех и решиться
В зал войти, в тишину и пустынность рядов.
Синий стол, вдоль него незнакомые лица,
Холод слов.
– Можешь петь? Простучи быстро эти куплеты!
Так, теперь назови имя, – собран весь класс.
Пианино купить! Снисхождения нет
Здесь для вас.
Вот и всё. Записали меня в эту школу.
Я приду в класс – в руке папка, ноты, дневник.
А сольфеджио мне не покажется новым
Ни на миг.
Вышла к дедушке быстро из скучного зала,
Взял он за руку тёплую – «Внучка, идём».
– Я директору школы два слова сказала,
Понял он,
Что хочу быть не хуже, чем Зика и Лена,
И Маринка, что вишенки любит со льдом.
Собираюсь учиться! Планирую первой
Стать во всем.
Этот день и дорога домой − яркий мультик.
Столько солнца бывает на юге страны…
И трава вдоль дороги, и дедушка шутит.
Вместе мы.
В парк идем и садимся в кафе мы за столик.
Принесут пиво горькое в кружке опять.
Я попробую пену, потом в крестик-нолик
Мне играть.
Я люблю эти стены открытой кафешки,
Длинный стол и пустынность рабочего дня.
Парк затих, шахматисты не двигают пешки
Для меня.
Их жара погнала на озера купаться,
Доски пыльные млеют в тени тополей.
Бесполезно сейчас разбираться пытаться,
Кто сильней.
Вот такие картинки рисую сегодня,
Подождать не могу до рожденья картин.
День экзамена в прошлое вечно уводит,
Он один.
2. Концерт: побег и возвращение
на три четверти
На концерт собраться и пойти,
Не забыть ни нотки по пути,
Абсолютно.
Вот легато длится, и аккорд
К пальцам подкатился, тем и горд –
Служит людям.
А мазурка бьется о стекло!
Даже дирижера проняло –
Растерялся.
Он роняет ноты сквозь пюпитр,
Детям угрожающе шипит:
«Всем остаться!»
Отыграть, вздохнуть и убежать,
Спрятаться за маму на кровать,
Слушать брата.
Пальцы леденелые согреть,
Сказку Аладдина досмотреть,
Спорить внятно,
Чтоб гостям ни нотки не сыграть!
На коньках кататься убежать,
Сбросив куртку.
А концертам многим ещё быть!
В музыкалку утром мне спешить
Переулком.
3. Этюд Черни как полёт
Что есть мелодия? Я повторю её сегодня.
Аккорды мне знакомы, даже… их люблю.
Идея автора – начало. Тема входит
Торжественно в фантазию мою.
Играю: самолет с земли взлетает…
Тревога, звуки взрывов, страх детей.
Им матери сжимают руки, греют,
И говорят, что не бывает – нет смертей!
Мелодия так вьется осторожно.
Она напоминает о судьбе.
Корабль воздушный жив! И люди тоже!
Летят все вместе в этом корабле.
Мы ничего не знаем о посадке –
Есть головокружительный полёт.
Этюд я повторяю, жизни тоже!
Но не играю заключительный аккорд.
Эпоха перемен
…счастливые люди опять улыбаются…
Все сказки читают, куда-то спешит Муми Тролль.
И флейты-рояли из жизни не вычеркнуты,
И Моцарт за сценой с любовью следит за тобой.
За взглядом и нотами, ветром истрёпанными,
За жестом и нежностью. (Слышишь капель?)
Несет оборванец записку непрошеную
С нижайшею просьбой холодных дождей
Пойти и укрыть от горячего солнца
Ромашку, березу, сгорающих чьих-то детей.
Потом в Мюзик-Холл на концерт возвратиться,
Чтоб не было даже бемольно-диезных потерь.
Ольга ТАИР
Писательница, литературный критик. Родилась и живет в г. Новозыбкове Брянской области, окончила музыкальную школу и Гомельский государственный университет в Гомеле, Беларусь. Публиковалась в изданиях «День и ночь», «Литературные известия», «Поэтоград», «Караван», «Клаузура» и других. Автор книги стихов и эссе «Авизо», которая вошла в длинный список премии Ивана Бунина 2012 года.