Михаил АФОНИН. Скрипач. Венок сонетов

I

Однажды ночью, все поправ законы,
Не подчиняясь ни земле, ни небу,
Зимой цвели июньские пионы,
Дав бой недавно выпавшему снегу.

Цвели в саду пионы ярко-красным,
Соцветий кровь по снегу расплескав,
Их жизнь сейчас как будто бы напрасна,
Жить им нельзя, законы все поправ.

Но пусть зима цветов терзает плоть,
Им нет давно уже пути обратно.
Чтоб их согреть, зажгу в окне свечу.

Вот так однажды чудом благодатным,
Как будто подарив небес щепоть.
Любовь придёт к седому скрипачу.

 

II

Любовь придёт к седому скрипачу
Не девою прекрасной обнажённой,
Что припадёт к одряхшему плечу,
А музыкой, душою обожжённой.

Придёт во сне мотивом, сольной нотой,
Уснувшего разбудит старика,
Что у камина спал, не скинув боты,
Придёт, чтобы остаться на века.

Скрипач наканифолил свой смычок,
Достал футляр, где спать оставил скрипку.
И стал играть, любовью увлечённый.

Старик уже не сдерживал улыбку,
Скрипач сжигал души своей клочок!
Но тихнет звук, из скрипки извлечённый.

 

III

Но тихнет звук, из скрипки извлечённый.
Порвались струны, плачет музыкант.
Мелодия ушла. Старик влюблённый
Напился, проклиная свой талант.

Пошёл к двери, нетвёрдым пьяным шагом,
Но вспомнил, что на струны нет монет,
Что деньги для него? Металл, бумага.
А вот теперь жалеет, что их нет.

Любовью не оплатишь к скрипке струны.
Решил старик, что он продаст футляр.
Всё для любви не жалко, по плечу.

Запнулся, открывая портсигар,
Он понял, что давно уже не юный.
И дверь не подчиняется ключу.

 

IV

И дверь не подчиняется ключу,
Как ветер неподвластен чьей-то мысли.
И новых струн не будет скрипачу,
Должна остаться скрипка с грифом чистым.

А что любовь? Вернётся или нет?
Мелодия ведь в голове осталась.
А за окном закат, потом рассвет.
Любовь, наверно, где-то потерялась.

А может, вовсе не нужна она.
Не нужно старику уже такого.
Пора с косой старухе к изголовью.

Жалеют все влюблённого седого,
Да и зима в окне, а не весна.
Смеяться будут люди над любовью.

 

V

Смеяться будут люди над любовью,
На площадях обсудят и осудят.
Куда ему, его-то нездоровью?
Пусть говорят, на то они и люди.

Поглаживал футляр с молчащей скрипкой,
Седой скрипач стоял, чего-то ждал.
Камин затух, теперь под дверью хлипкой
Сквозняк снежинки за порог вдувал.

Ах, как же нам молва людей мешает!
И сколько тут потеряно любви.
Но только виноват теперь ты сам.

Так плачь, старик, белугою реви.
Ты вызываешь смех, любовь терзает,
Но только не смеются небеса.

 

VI

Но только не смеются небеса,
А засыпают землю чем-то белым,
Тяжёлым, будто девичья коса,
Не снегом, а каким-то мелом.

Старик протёр замёрзшее окно,
Увидел юных фей босых, в зелёном.
Они плясали, им разрешено.
Закрыл глаза, мечтал скрипач влюблённый.

Он всё ж свою любовь вернуть хотел
И с ней плясать хоть краковяк, хоть джигу.
Готов за струны заплатить был кровью.

И музыкант тогда взял в руки Книгу,
На небо злое молча посмотрел.
На небе ангел не повёл и бровью.

 

VII

На небе ангел не повёл и бровью,
Когда старик любовь вернуть просил,
Его уже он награждал любовью,
Но музыкант её не сохранил.

Тогда скрипач (ещё совсем юнец),
Когда ещё он только начал бриться,
Скрипачку встретил. Унисон сердец
Не смог в его душе расположиться.

Старик просил последнюю попытку,
Последний шанс просил он у небес,
И снова музыканту чудо дать.

Чтоб снова жить с любовью, а не без,
Он музыку теперь собрался выткать.
Старик любовь пытался написать.

 

VIII

Старик любовь пытался написать.
На нотном стане выводил фигуры,
Чтоб с музыкой единым снова стать,
Он ткал любовь из знаков партитуры.

Расчерченный в пять строк бумажный лист
Был мят и стар, давно лежал на полке.
Скрипач, как будто, над листом завис,
Мечты разбитой складывал осколки.

А в голове его звучал оркестр,
Где он солировал, заметно выделялся,
Играл по нотам чисто, без ошибки.

И в небе ангел громко рассмеялся,
Писал старик, как чудо из чудес,
Простую пьесу для убогой скрипки.

 

IX

Простую пьесу для убогой скрипки,
Живой мотив, простой, как чёрный хлеб
Писал старик, был лоб от пота липкий,
Глаза устали, он почти ослеп.

Ему б поспать, чтоб отдохнуть немного,
Но музыканту отдых ни к чему,
Он музыкой решил стучаться к Богу.
Теперь ему он верил одному.

А снег всё падал, заметал дороги.
На улицах давно не видно лиц.
Метель лютует, вихрями клубя.

И в этом снежном мире без границ,
Старик для скрипки создавал чертоги,
А может не для скрипки, для себя.

 

X

А может не для скрипки, для себя
И для своей души писал старик.
Пускай другие по любви скорбят,
Жить без неё скрипач давно привык.

На ощупь, в темноте писал он ноты.
Десятый лист исписан до конца.
Да что десятый? Будет и двухсотый.
Не остановишь руку у творца.

Нет у любви конца, но есть у жизни.
Она проходит и у музыкантов,
Но это понимал старик отлично.

Год не купить за тонны бриллиантов.
Скрипач хотел, чтоб был на небе признан
Мотив как жизнь с сюжетом драматичным.

 

XI

Мотив как жизнь с сюжетом драматичным.
Всё было в нём – мечта, разлука, смерть.
Старик смеялся смехом истеричным:
Всё. Дописал. Готово. Что ж теперь?

История всей жизни на бумаге.
Как исповедался, всю правду рассказал.
Скрипач присел на стул, хлебнул из фляги.
Жаль, струны порваны. Сейчас бы он сыграл.

Взял в руки скрипку голую за гриф,
Смычок готов. Нужны ли эти струны?
Щекочет ноздри канифоли аромат.

Снег не идёт, теперь под небом лунным
Скрипач без струн хотел играть мотив.
Пусть ноты на листе в глазах рябят.

 

XII

Пусть ноты на листе в глазах рябят.
Они и не нужны. Скрипач всё помнит.
Ему казалось, зрители сидят
И ждут, что он для них сейчас исполнит.

Там, среди зрителей, любовь старик заметил.
Она вернулась, да и не одна.
С ней ангел и, как будто, кто-то третий.
Не видно, кто. Мешает свет окна.

Каким-то чудом струны появились,
Запела скрипка, засверкали ноты,
Как в озере сверкают стаей рыбки.

Мелодии цветные повороты
В историю большой любви сложились.
Устал старик, но пальцы так же гибки.

 

XIII

Устал старик, но пальцы так же гибки.
Забыты муки, боль и седина.
Пропитаны любовью звуки скрипки,
А за окном уже была весна.

Скрипач, приход весны не замечая,
В своём холодном доме замерзал,
А может, то с косой старуха злая
Украдкой в зрительный пробралась зал.

И пьеса перестала вдруг звучать,
Исчезли струны, зала больше нет,
Пропало волшебство, мир стал обычным.

Вдруг появился очень яркий свет,
Старик взял в руки нотную тетрадь –
Открылись двери в рай ключом скрипичным.

 

XIV

Открылись двери в рай ключом скрипичным,
Старик шагнул, он просто шёл на свет.
Скрипач помолодел, одет отлично.
Назад бы. Но назад дороги нет.

А что там сзади? Дом с текущей крышей,
Холодная постель, вино и хлеб.
Ещё был кот, цветущих пара вишен,
Но за котом присмотрит и сосед.

И шёл скрипач, любовь его встречала,
Скрипачка, что когда-то так любил.
Её уже ловил он взгляд влюблённый.

Но, если б можно, он бы повторил,
И снова начал бы всю жизнь с начала
Однажды ночью, все поправ законы.

 

XV

Однажды ночью, все поправ законы,
Любовь придёт к седому скрипачу.
Но тихнет звук, из скрипки извлечённый,
И дверь не подчиняется ключу.

Смеяться будут люди над любовью,
Но только не смеются небеса.
На небе ангел не повёл и бровью –
Старик любовь пытался написать.

Простую пьесу для убогой скрипки,
А может не для скрипки, для себя.
Мотив, как жизнь, с сюжетом драматичным.

Пусть ноты на листе в глазах рябят,
Устал старик, но пальцы так же гибки.
Открылись двери в рай ключом скрипичным.

 

 

 

Михаил Евгеньевич АФОНИН

Родился в 1974 году. Живет в Донецке, ДНР. По образованию горный инженер. Окончил Донецкий государственный технический университет (ныне – Донецкий национальный технический университет). Живёт и работает в Донецке. Прозаик, поэт, литературный критик. Соавтор многих поэтических сборников, таких как «Час мужества», «Воля Донбасса», «Юзовка Сталино Донецк» и других, изданных на территории Российской Федерации, Донецкой и Луганской Народных Республик. Постоянный автор российских периодических изданий, где опубликовано более 200 рассказов. Член Союза писателей Донецкой Народной Республики.

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2021

Выпуск: 

12