Рита ВОЛКОВА. «Нюхаем» ноты и «слушаем» запахи

Запах солнца? Что за вздор!

Нет, не вздор.

В солнце звуки и мечты,

ароматы и цветы

все слились в согласный хор,

все сплелись в один узор.

Константин Бальмонт

 

С середины XIX века была предпринята попытка упорядочения ароматических ингредиентов, согласно законам музыкальной гармонии. С тех пор парфюмерные композиции «слушают», словно музыкальные произведения, ведь ароматы «разговаривают» на языке нот и аккордов.

            Парфюмер Гийом Флавиньи  считает, что музыка имеет свой запах и может быть воплощена в виде аромата.

 «Я держу запах в голове и представляю музыкальное произведение, составленное из нот и аккордов аромата. В то время как композитор приходит к гармонии, используя свой слух, я обращаюсь к своему обонянию», — поделился своими представлениями другой известный парфюмер Алексис Дадье. Его творение, посвященное садам Палладио в Италии, «играет» мягкими солнечными нотами азалии с бархатистыми оттенками каштана (Parco Palladiano IV: Azalea,2016).

            Парфюмер Бертран Дюшафо сформировал свой яркий и парадоксальный стиль, ведь в его тонкой, почти ювелирной работе парфюмеру помогает музыка. Он считает, что баланс достигается именно тогда, когда притягиваются два противоположных аспекта, например, талант и воображение. Бертран любит играть на контрастах, используя в своих композициях растительные ингредиенты и компоненты животного происхождения.

            А Тома Фонтену нравится восстанавливать давно забытые композиции, работать над старыми ароматами, придавая им новое, современное звучание. Это все равно что в наше время поставить мюзикл по произведению какого-нибудь классика. Например, Kismet (1921) от старейшего французского бренда Lubin, созданного учеником парфюмера самой Марии-Антуанетты! Этот парфюм и сам легенда, ведь это единственное воспоминание, которое осталось от писанной восточной красавицы и очень образованной девушки по имени Кисмет – то ли индийской принцессы, то ли османской шпионки! Таинственной незнакомке ничто не мешало блистать среди парижской элиты. Однажды она просто исчезла, ведь в переводе слово kısmet означает фатальность, судьбу, которую не избежать. Хорошее бы вышло музыкально-драматическое шоу! Источником вдохновения парфюмера служит, конечно, же классическая музыка!

            Среди парфюмеров есть и довольно успешные пианисты, например Жан Жак, который «понял культуру прекрасного сначала через музыку, а потом и через парфюмерию», ведь «занятия музыкой является лучшим способом воспитать вкус». Парфюмер-пианист создал нежную мелодию хлопково-цветочной пудры (Shiro,2010) на которую «ложится» мягкая лапа хвоинок ели и страстное цитрусово-манговое танго (Art Mosaic,2012), где ноты драконьего дерева, более известного как павловния, придают композиции цветочный оттенок.

Есть среди гениальных «носов» и свой Бетховен – великий композитор писал музыку, будучи глухим, а Жан Карль практически утратил обоняние к концу жизни. Это не помешало ему создавать шедевры парфюмерного искусства! Его «Крейцерову сонату» - Tabu (1932) до сих пор охотно обсуждают на парфюмерных форумах!

            Другой известный парфюмер Франсуа Демаши однажды сказал: «Мы, парфюмеры, одновременно являемся писателями, композиторами и переводчиками. Мы говорим на языке, который многие понимают, но мало кто на нем говорит: языке ароматов… Я перевожу то, что чувствую обонянием, создавая музыкальную партитуру из ароматных нот». Он – создатель «Полуночных романсов» (Midnight Poison, 2007 и его многочисленные фланкеры) и ещё многих других обольстительных ароматов, которые так обожают роковые красотки.

            На стыке традиций и современности рождаются ароматические композиции Винсана Рикора, его «стимулирует» игра на бас-гитаре в джазовой группе. Он создал аромат, посвященный «всем, кто готов пренебречь условностями, стать выше них и рискнуть, сделав решительный шаг навстречу своей новой жизни». Его творение навеяно образом Икара – античного героя из древних мифов и легенд (Ikar, 2011).

            Широко известны импровизации парфюмеров на определенную тему.

Если взять, к примеру, ландыш, то Эдмонд Рудницка создал простую, элегантную мелодию (Diorissimo,1956), а Алла Бельфер – вальсок, едва уловимый, как ветерок (Pompon,1988).

А парфюмер Фрасуа Коти ещё в начале XX века создал духи, где в розе можно услышать множество оттенков дерева, фруктов, меда и табака (La Rose Jacqueminot,1906). Остаётся только дивиться мастерству создателя – насколько богатым было звучание этой ароматической композиции! Сегодня же можно с легкостью познакомиться с цветочной коллекцией солифлоров, созданной командой белорусских парфюмеров – Роза Dilis, Ландыш Dilis, Мимоза Dilis и др.

 

 

 

 

Рита Иоанновна ВОЛКОВА

Родилась в Ульяновске, живет в Петербурге. Автор нескольких книг, в том числе посвященных парфюмерному искусству – «Сны моего Носа» и «Парфюмерная книга». Под руководством профессора СПбГУ К.С. Пигрова вышла серия статей Р.И. Волковой, посвященных философии запахов: «Русский дух: запахи, которые определили наше национальное самосознание от древней Руси до современной России»; «Запах – весть о самом главном или штрихи в рекламной игре?» и т.д. В 2020 году участвовала в проекте «ХХХ лет без Цоя» поволжского издательства «Перископ-Волга» (»Виктор Цой в запахах и звуках»).

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2021

Выпуск: 

1