Анна КОЗЫРЕВА. Прощальная гастроль
Междугородний автобус притормозил на окраине деревни. С высокой подножки спрыгнул рыжеволосый человек.
Автобус быстро уехал, и мужчина остался стоять на пустой остановке, а вокруг – никого.
- Девушка!.. девочка!.. – радостно сорвался человек с места и бросился навстречу к проявившейся вдруг незнакомке – та проходила мимо.
Остановилась.
- Не подскажешь, случайно, где живёт Владимир Пальчиков… Владимир Иванович… - сказал приезжий.
- Подскажу… - ответила та. - Пойдёмте…
Девочка молчаливо вышагивала впереди. И молча шагал за ней рыжий лохматый человек, душа которого ликовала!
Ликовала от одного того, что вот выбрался он из душного города, что идёт по сельской дороге, вдоль которой кустится серо-голубая полынь: тронешь чуть рукой – и горько-терпкий запах заклубится в прозрачном воздухе. От того, что овевает его легкий ветерок, и плывут в высоком небе развесистые облака, плывут в сторону, где золотится горизонт и манят синие-синие дали с темнеющими грядами холмов…
И всё-то… всё ему в диковинку!
Воробьи – и те чиликают по-особенному, совсем не по-городскому. Те – суматошные, а эти – степенные сытые, несуетливые…
Звезда-вечерница на синем небе появилась. Первая. Встречает его. Мигнула… ему мигнула!
Зарослям цикория с бледно-васильковыми ромашками на оголённых стеблях – и тем рад.
И всё, что бросалось ему в глаза, продолжало радовать и возбуждать его чувства. «Как хорошо! Ах, как хорошо!» - нашептывал сам себе. И так хотелось поделиться своими эмоциями, что не выдержал и заговорил вслух:
- Я так волнуюсь… Я давно ждал этой встречи… встречи с самим Владимиром Пальчиковым… этим самобытным уникумом… Правда то, что он Пальчиков, я узнал совершенно случайно и совсем-совсем недавно, а до этого все мои усилия были направлены на поиски Владимира Агафонова…
На что деревенская девочка, которая, как ему определенно показалось, и улыбаться-то не умеет, выпалила:
- Дед Мизинчиков сегодня играть не будет…
- Почему Мизинчиков?! – всё нутро незнакомца пугливо вздрогнуло. – Мне нужен Пальчиков… Владимир Иванович Пальчиков… Мне адрес дали. Этот адрес правильный?.. Это та деревня? – без конкретного уточнения выдавил дрожащим голосом.
- Не бойтесь, та деревня… - ответила простушка. – Только, когда у него запой, он не играет. Он уже неделю в синей яме…
- Понимаю… понимаю… - настроение рыжего мужчины потухло, даже яркий цвет волос потускнел на глазах. - И как долго длится этот злополучный недуг? Месяц?.. неделю?..
- Пока самогонка не кончится… - девочка продолжала незримо убивать радость в человеке.
- Однако… - только и смог выдавить из себя незнакомец.
Ничего его уже не радовало.
- Пришли… - сказала неожиданно провожатая, когда они спустились от дороги по меже вдоль картофельных посадок. - Вот его дом… - и, вытянув из черного пакета буханку хлеба, сунула рыжему в руки: - Это ему.
- А ты?! – рыжий готов был развернуться и убежать сломя голову, а
тут ему суют какой-то хлеб.
- Хлеб домой отнесу… - и проводница припустила вдоль щелястого забора. Вот-вот исчезнет.
- А я? – простонал вслед.
- Заходите… - успела крикнуть девочка. - Он дома… Двери все отворены…
Незнакомец осторожно поднялся на скрипучее крыльцо, вошел в сени, где его сразу поразил глиняный пол в трещинах.
Он даже головой мотнул: не спит ли и не снится ли ему это всё в кошмарном сне? Но он не спал, и не снился ему кошмарный сон.
И пол был глиняным по-настоящему, и дверь в хату простонала по-настоящему, и смотрел на него в упор лохматый, смурной старичонка.
Сидел на высокой кровати, ноги босые свесил и вопросительно смотрел на вошедшего, выдавившего несмело:
-Здравствуйте…
- Ты кто? – нехотя буркнул хозяин, а гость с ответом не спешил – положил на стол буханку хлеба:
- Вот просили передать…
- Ты кто, спрашиваю? - повторил грозно старик.
- Я из Москвы… к Вам… мне нужен… - начал было рыжий, но сидящий на кровати резко перебил его:
- Если нужен дед Мизинчиков, – я тута…
- Владимира Пальчикова мне… - медленно проговорил вечерний гость неуверенным голосом. - Владимира Ивановича…
- Нетути таковых… - старик был категоричен. - Повывелись усе Пальчиковы… Одне Мизинчиковы остались… Пить будешь? – спросил в лоб.
- Не-ет… как-то не рассчитывал… - сконфузился рыжий.
- Он, видите ли, не рассчитывал… А мы и не гордые… - старик живо соскочил с кровати. Подбежал к столу. – Где тута склянка? - оглядев придирчиво стол, из полупустой бутылки налил в захватанный стакан дурно пахнущей жидкости и залпом опрокинул в себя. Потом отломил кус свежего хлеба и стал, причмокивая смачно, жевать беззубым ртом.
Дверь широко распахнулась, и в дом вошла недавняя провожатая, чему рыжий гость несказанно обрадовался. Вошедшая сходу приказным тоном выдала:
- Ложись спать! Пора тебе, дед! – и строго уточнила. - И нечего больше выглядывать! Кончилось всё…
О чем идет речь, мужчина догадался и даже облегченно выдохнул.
- Да-а… кончилось всё… всё кончилось… пойду лягу… - покладисто согласился дед. Попросил, ткнув в гостя кривым пальцем. - А ты вот этого-то уложи там… в горнице…
- Не надо… не надо… - суетливо запротестовал мужчина. - Я только на чуть-чуть… только вот спросить хотел… правда, мечтал и послушать…
- Послушать?! Чудак-человек! – с едва уловимой грустью в голосе, протянул старик. - Слышь, Маруська, а он послушать собрался!.. Нет, маэстро Агафонов, когда пьян, не играет… Западло пьяному инструмент в руки брать…- высокомерно произнес старик вполне трезвым тоном.
- Я искал Вас… ехал к Вам… - продолжал удрученно мямлить гость.
- Тем более теперь жди… Завтра всё… завтра! – старик, пытливо взглянув на рыжего, многозначительно добавил. - Если живы будем… если не помрём… А мы, Маруська, ишшо не помрём! Не так ли?
- Так… так… - согласно кивнула в ответ девочка и повторила строго. - Ложись давай!..
- Как скажешь… - пробурчал хозяин хатки и напомнил просительно:
- А ты, Маруськ, уложи человека… уложи там в горнице…
Девочка жестом пригласила гостя в горницу, где было чисто и строго.
Из мебели обычный, советской поры трехстворчатый шкаф, раскладной диван тех же времен и – пожалуй, всё. Не было даже телевизора.
Зато вот стены!
Стены были обклеены сплошь старыми афишами, с которых приветливо смотрел красивый человек с балалайкой в руке.
Тут же в рамочках грамоты и дипломы.
И множество фотографий, на которых Пальчиков, то бишь Агафонов, был запечатлен со знаменитостями давних советских пор.
Маруся тщательно застелила постель на диване.
- Устраивайтесь… - предложила гостю. Деликатно добавила. - Все удобства во дворе… Не бойтесь: из собак одна Муха, и та всю ночь у него
под кроватью дрыхнет…
И бесшумно исчезла.
Гость медленно прошелся по комнате, с искренним интересом разглядывая фотографии, выставленные по стенам.
Мало кто был ему знаком из тех людей, которые картинно улыбались в паре с молодым Пальчиковым, но он точно узнал на одном из фото знаменитого на весь мир балалаечника-виртуоза Рожкова.
Огляделся еще раз вокруг, и, увидев на шкафу футляр, снял его и осторожно поднял крышку.
В футляре лежала красивая балалайка.
Мужчина бережно вынул её. Погладил нежно. Проверил натяжение струн…
Проснулся гость рано-рано утром.
Поднялся. Убрал за собой постель. Вышел из горницы.
В передней комнате, служившей и столовой, и кухней, и хозяйской спальней, на высокой кровати лежал Пальчиков: глаза плотно закрыты, губы сжаты, желтые щеки впалые.
- Доброе утро! – осторожно бросил гость, а старик моментально распахнул глаза и очумело уставился на рыжего, которого явно узнал:
- Это, чё ли, ты?!
- Кто? – гость отчего-то растерялся.
- Конь в пальто… - ехидно промычал Пальчиков в ответ. Спросил живо. - Зовут-то как?
- Юрий, - ответил мужчина.
- Юрий, значит… - медленно повторил тот и, уставившись в потолок, пробормотал. - Пишут тут… пишут всякие…
- Вы получили моё письмо, да? – встрепенулся обрадовано гость.
Старик, преодолевая утреннюю скованность суставов и похмельную немощь, с трудом поднялся и сел на кровати.
- Значит, получил… - выдавил из себя благосклонно и протянул поздороваться руку. - Пальчиков Владимир Иванович… Это, значит, тот, который когда-то Агафонов…
- Вчера Мизинчиковым были… - улыбнувшись, напомнил Юрий и крепко пожал протянутую руку.
- Дед Мизинчиков – тоже про меня! Не отрекаюсь!.. Это Марья меня, егоза, так кличет… Маруськ, ты где?
И девочка непонятным для гостя образом возникла, а старик, кряхтя и постанывая, сполз с кровати и дотащился до стола:
- Молодой был, как пружинка… а сейчас? – небрежно махнул рукой.
Сел на табурет у стола. - А ты, голуба, собери… собери на стол, что найдешь… Гостя покормить надо…
- У меня тоже кое-что есть! – выкрикнул Юрий и стремительно убежал в горницу.
Вернулся быстро с плотным свертком.
На столе появилась коробка конфет, сыр, колбаса, какие-то банки.
Начиная оживать, Пальчиков засуетился: заглянул под стол, где стояла пустая банка, пихнул её недовольно ногой. Там же валялись пустые бутылки – и их сердито ногой.
- Так, значит… пусто, значит… конец, значит… пьянству бой, значит… - промычал Пальчиков бесцветным голосом. - Садись за стол, Юрий, - приглашение прозвучало голосом иным – твердым и ровным.
Маруся, шустро собрав на стол, направилась к двери и от порога сообщила:
- Я ушла!
- Никто и не держит... – бросил безлико старик. Поковырявшись в нетронутой тарелке вилкой, поднял на гостя тоскующие глаза. - Получил я твое письмо, Юрий… - сказал. Снова помолчал. Снова поковырялся вилкой. Вздохнул глубоко и извинительным тоном сообщил. - Отписать вот не успел
– запил, значит… с горя…
- С какого? – невольно вырвалось у Юрия, доедавшего с аппетитом яичницу с деревенским сальцем и свежим зеленым лучком, что приготовила им Маруся.
- А с такого!.. Горе – оно и есть горе… хушь лупастое… хушь бодастное… - категорично сказал Пальчиков, а гость точно отметил про себя, что речь хозяина могла резко меняться: то он говорил просто и грамотно, то вдруг, как сейчас, переходил на местный колорит. Под конец старик, в который раз тяжко вздыхая, выдал за окончательный итог. - Слишком грешен…
Юрий, уловив незнакомые звуки с улицы, бросил беглый взгляд в окно: прямо напротив, на проводах, сидела большая птица.
- Это горлица трубит, - сказал Пальчиков, отметивший невольную заинтересованность гостя.
- Никогда не слышал… и не видел… - честно признался Юрий.
- Тут много чего есть интересного… - тихо изрёк хозяин.
Неожиданно появился кот и отвлёк внимание на себя. Влез в форточку с улицы и требовательно ткнулся лохматой головой в хозяйские ноги.
- Ну, чё, Штирлиц, пожрать пришел? - старик бросил под стол щедрый шмат колбасы. – Ночью что делал? – поинтересовался у кота, вцепившегося в кусок с урчанием. – Мышей ловить надо, а ты, верно, продрых... лодырь!
- А почему Штирлиц? – засмеялся гость, отметивший, что кот совсем неказист и мастью своей непривлекателен.
- За характер! Уж больно, бесяга, хитер и ловок… да по соседским тылам ходок-любитель! Всё знает, у кого, что и где спрятано… - с гордостью за животинку доложил старик и спросил, обнаружив пустую тарелку гостя. - Тебе может ещё подложить?
- А можно? – робко проронил Юрий.
- Отчего ж нет-то? Вон на плите, в сковородке, бери!
И долго ещё они сидели за столом. Говорили вначале как будто ни о чем, пока не сказал старик с грустью в голосе:
- Порой так необходимо слово: маленькое, теплое, живое… а оно-то вот и пропало из моей жизни… исчезло… и если б не это осиротелое дитё, давно б Владимир Пальчиков… дед Мизинчиков то ж… поставил жирную точку в конце… - растеребил незаметно старый музыкант свою душу, и потёк
меж ними долгий доверительный разговор.
Московский гость Пальчикова, оказавшийся, как представился хозяину, солистом-балалаечником знаменитого оркестра народных инструментов, из деревни следующим днём уехать не смог.
Будучи по складу характера и помыслов человеком крайне романтичным и наивным, Юрий надеялся, что старый музыкант встретит его с благодарной радостью за память и что, может быть, покажет ту, только одному Агафонову свойственную игру на инструменте, о которой в среде музыкантов ходили то ли легенды, то ли байки.
Пальчиков, однако, оказался не так прост. Показал свой упрямый характер и объявил гостю, что да, он непременно раскроет молодому человеку некоторые свои секреты, но надо выждать время.
От услышанного у Юрия засвербило от страха в груди, застонало от испуга, что старик снова «упадет в синюю яму».
- Потерпи, Юрок, один день… всего только денёк… - таинственно, с напускной непринуждённостью попросил старый музыкант гостя и исчез с глаз.
Исчез не один. Ни разу за весь день не появилась и девочка, о которой гостю уже было известно, что она – внучка бывшего музыканта.
Меж тем и старик Пальчиков, и Маруся весь день провели в клубе.
В разрушенный сельский клуб, двойные двери которого сторожил увесистый амбарный замок, и где полностью были выбиты стекла высоких окон, проникнуть внутрь не представлялось делом сложным: рядом с дверью в кирпичной стене красовался пролом как раз в рост человека.
На сцене – грязь, свалка из рухляди и тканевых обрывков, куски плакатов и портретов вождей, неведомых ныне почти никому.
В центре сцены – высокая трибуна, тщательно обмотанная обветшавшей пурпурной тканью. На потолке и по углам – мохнатая паутина.
Облупившиеся голые стены. Загаженный, пустой зал с единственным длинным рядом скрипучих стульев, накрепко прибитых друг к дружке.
Всё это обнаружили дед и внучка, когда попали через пролом в клуб.
Осмотрелись. Вздохнули… и принялись за работу. Более-менее прибрали на сцене. Сгребли весь мусор в зале по углам. Умудрились и паутину местами сбить.
- А что? – придирчивым взглядом оценил Пальчиков проделанную работу. - Очень даже, скажу, неплохо. Как раз под стать… заслуженному-перезаслуженному артисту… - горестно вздохнул.
Маруся придирчиво осмотрелась. Обратилась к деду:
- Ты сам смотри… тебе ж решать…
- А что? Я и решил: завтра прощальная гастроль! – с веселым азартом в слабо зазвеневшем голосе выкрикнул он.
Вышли на улицу, где на широкой поляне густо кустились вислые от жары лопухи.
- Вот и солнце свалилось… - тихо вымолвил Пальчиков грустно.
Утром следующего дня деревенским было объявлено, что сегодня состоится выступление заслуженного артиста ЭсЭсЭсЭРа Владимира Агафонова и что все желающие приглашаются в полдень в клуб.
Скоро вкруг клуба затабунился любопытный народец, да и в зале стихийно организованная публика вовсю галдела в нетерпеливом ожидании.
Появился Пальчиков.
Публика, обнаружив перед собой совершенно незнакомого человека, удивленно ахнула.
Да и было чему удивиться!
Черный костюм-тройка. Старческая слабая грудь держит, хотя и заметно пожелтевшую от долгого лежания строгую манишку в мелкий рубчик, с перламутровыми пуговками в ряд по планке.
Чисто выбрит и в довершении ко всему сверкает белозубой пластмассовой улыбкой.
И главное – в руках его фигурный футляр как аргумент, что заявка о концерте не есть веселая хохма.
- Владимир Иванович, зачем всё это?! – с ужасом прошептал Юрий, пролезая в пролом в стене следом за Пальчиковым и до последнего мига не представляя, куда и зачем они идут. - Можно же было бы и дома что-то из Вашего репертуара показать… - простонал он, оглядывая не столько притихшую публику, сколько разбитый вдребезги зал и грязную сцену.
- А вот и нет! – твердо и уверенно парировал старый музыкант. - Ты уж прости меня, старого дурака, но… коли приехал, то дай мне побыть на сцене… Пусть такая… пусть разбитая и грязная, как моя нынешняя жизнь… но чтоб … понимаешь – сцена! Выбирай себе место получше… а маэстро Агафонов идет на сцену! - и, сделав шаг вперёд, он резко обернулся. - И нету никакого репертуара! Будет одна импровизация!..
Он стремительно и легко поднялся по боковым ступенькам на сцену, где что-то ещё пыталась привести в порядок Маруся.
- Иди-иди, Машенька… Иди в зал… - негромко попросил её взволнованный дед. - Я сейчас, внучечка, для тебя играть буду… только для тебя одной…
Юрий несмело прошел в зал, где ему вежливо уступили центральное место в ряду. Машинально поблагодарив, он сел, а маэстро Агафонов царственно раскланялся перед публикой, сел удобно на стул и… заиграл так, как ещё, верно, никогда в жизни не играл.
И произнеси сейчас кто слова «виртуозно», «мастерски», «профессионально» – все они окажутся не просто не точными, а далекими от самой сути момента.
Пела-выпевала балалайка песнь свою, не дребезжа струнами, без
разухабистого темпа, а тихо и мелодично, строго и протяжно, словно повествуя нечто своё сокровенное и потаённое.
То плакала-стонала его душа, израненная, покореженная, но чистая и добрая душа человека, попытавшегося передать через общее сцепление чистых живых звуков чувства, потревоживших и память его, и саму совесть.
Огрубевшие жесткие пальцы то как угорелые били по струнам… то, нежно касаясь их, начинали лёгкий перебор, и тогда разливался по залу светлый звон-перелив…и свет этот был видим душе, словно аура неповторимого звука…
Тихо было в зале.
Никто не дышал: ни взрослые, ни тем более дети, смотревшие на игравшего на сцене человека широко раскрытыми от удивления глазами.
Замерло всё и в Марусе, сердце которой одновременно ликовало от радости и гордости в предчувствии ещё чего-то большего и всеохватного, и тихо, надрывно стонало от горькой жалости к родному человеку.
Онемело затих и московский музыкант-виртуоз.
… он давно был не здесь, где в разбитые окна любопытным оком заглядывало жаркое светило, а четырнадцатилетним подростком сидел в переполненном концертном зале, где на сцене выступал знаменитый балалаечник. Вот он, закончив играть, лихо ударил по струнам последний аккорд и, встав, поклонился залу, взорвавшемуся аплодисментами!..
Очнулся аплодисментами зал и в старом клубе, на сцене которого стоял старый музыкант. Аплодисментами не столь мощными, но искренними и вдохновенно-благодарными, а Пальчиков плакал, и слез тех не стеснялся. Публика одобрительно зашумела и, недоумевая искренне, просила не плакать.
И только Юрий, как пристыл к скрипучему стулу, так и не мог подняться, чтобы подойти к человеку, которого так долго и так настойчиво искал долгие годы, и чтобы сказать то самое главное, что так мечталось сказать.
Зал опустел, а старик продолжал тихо и по-детски безутешно плакать, да и Юрий готов был зарыдать вместе с ним.
Вечером московский гость уезжал.
- Владимир Иванович… спасибо Вам… - негромко сказал он Пальчикову, сидевшему на диване и смотревшему в окно, за которым, накручивая круги над алым граммофончиком высокой мальвы, жужжала мохнатая пчелка.
- Припозднилась что-то трудяга… ни покоя ей, ни отдыха: бери-бери взяток, неси семье, сдай в общую копилку… - Старик, упорно наблюдая за жужжащей мохнушкой, словно и не слышал его. Наконец повернул голову к нему. - Это тебе, Юрий, спасибо… Если б не ты, никогда б мне внучке не сыграть… Это я для неё играл… для неё, моей кровиночки… Должна же она знать, что не совсем уж я был… есть… пропащий человек…
- Я знаю, что сейчас трудно… - запальчиво заговорил гость, - но я, обещаю Вам, Владимир Павлович, мы устроим Ваш концерт…
- Нет, дорогой, прошло моё время… - старик категорично махнул рукой. - Не входят дважды в одну реку… не входят…
- Нет! Нет! Я сделаю всё возможное и невозможное, чтобы… - продолжил возбужденно гость.
- Я тебе, Юра, благодарен… благодарен от души… Не суетись… Прошло моё время… оно даже не вчера прошло… оно раньше прошло…
Пальчиков, на глазах поддавшись вдруг немощи, с трудом поднялся с дивана. С трудом преодолевая небольшое расстояние, подошел к шкафу, на котором лежал фигурный футляр. Потянулся, но силы, кажется, оставили его окончательно.
- Сними-ка… - приказал Юрию.
Тот выполнил просьбу и осторожно положил футляр на диван.
Старый музыкант открыл его. Бережно взял инструмент в руки. Нежно погладил. Нежно же пробежал пальцами по струнам. Произнес глухо:
- Это редкая балалайка… Мне её в своё время подарил один мастер… простой был мужик… талантливый…
Вернул инструмент в футляр. Тщательно прикрыл шерстяным стареньким платком. Аккуратно закрыл.
- Бери! Это тебе!.. – протянул футляр Юрию.
- Что Вы?! Что Вы?! Как можно?! – тот энергично замахал руками.
- Бери сказал! Она сегодня отыграла своё… Мне её в руки уже не брать… пропадёт моя подружка тут… а тебе послужит… народ порадует… - настойчиво сказал старый музыкант. - И пора уже! Автобус чётко по расписанию ходит… Беги!
Проводив неожиданного гостя, Пальчиков долго ещё сидел на дощатой ступеньке невысокого крыльца, а потом встал и скрылся в хате.
Вернулся скоро. В руках он держал старую балалайку. Присел на прежнее место, и, любовно погладив круглые бока старого инструмента:
- А, что, может ты у меня ещё и ничего старушка?! – старательно стал
натягивать на щербатую от трещин деку новые струны: натянет одну – попробует пальцем, натянет следующую – снова попробует… и отзываются струны звонко… голосисто…
Анна Александровна КОЗЫРЕВА
Родилась в г. Краснокамске на Среднем Урале. Детство и юность прошли в Перми. Окончила Литературный институт им. М. Горького и сценарный факультет ВГИК. Работала редактором, литературным консультантом, журналистом. Печаталась в журналах «Дружба», «Вожатый», «Молодая гвардия»; еженедельниках «Московский строитель», «Домострой», альманахе «Русское эхо». Автор книги для детей «Тайны крещения Руси», которая была отмечена Международным конкурсом детской и юношеской литературы им. Алексея Толстого и Литературной премией благоверного князя Александра Невского. Повесть «Яблочный спас» также была отмечена конкурсом имени А.К. Толстого. Автор книги «Тайны язычества древних славян». Живёт в г. Видное Московской области. Постоянный автор журнала МОЛОКО и портала ХРОНОС.