Владимир ШЕВЧЕНКО. Эй там, на небесах!
За окном Ялтинская весна семьдесят третьего. О, как не хочется учиться! А на носу выпускные экзамены. Разве можно об этом думать, когда легкий ветерок приносит через окно пьянящий запах магнолии, а из магнитофона мягкий голос поет о любви. Я сижу со Славиком в уютной квартире его родителей на Горького. Мы весело прогуливаем уроки. На столе два бокала с вином, выцеженных с коллекционных бутылок его отца. Бутылки долиты чаем и аккуратно поставлены на свое место в серванте. У Славика отличный маг и не менее крутые записи. Папаша – продвинутый начальник, как бы сказали сейчас. Славик неплохо разбирается в современной музыке. Поколдовав с переключателями и бобинами, он объявляет:
– А сейчас концерт «Для Бангладеш». Представляешь, Харрисон впервые в истории эстрады собрал рок-звезд и организовал концерт в пользу обездоленных в прекрасной, но нищей стране Бангладеш. А заработанные на двух шоу 250 тысяч благополучно перешли в ЮНИСЕФ – Детский фонд ООН. Были и более поздние финансовые вливания…
Он замолчал. Зазвучала музыка. Мы, молча потягивая вино, думали о своем. Я слушал этот концерт и раньше с отвратительным воспроизведением и бубнящим комментарием друга по кличке Хрыч. Сейчас соврем другое дело. Через три десятка лет я видел это эпохальное зрелище по видео. Честные глаза музыкантов, честная музыка и желание изменить этот мир. Я понял, почему в те времена этот концерт потряс планету, которая была на грани. Вьетнам, хиппи, черные пантеры, политический хаос и холодная война – все эти метаморфозы вдохновили Джорджа Харрисона и его друзей музыкантов на поступок. Бангладеш послужила лакмусовой бумажкой, проявившей хрупкость и общее состоянии мира того периода.
Мама, спори с меня нашивки и шевроны
Они мне больше не нужны
Вокруг пустыня, темнота
Похоже, я стучусь в небесные врата…
Пел Боб Дилан, и ему подпевал весь мир. Прагматичные американцы об этом не любят вспоминать. И правильно. Это разрушает мораль нового поколения. Зато наша пишущая братия бомбочкой ныряет в грязное историческое белье. Но это так, к слову. Мы слушали музыку, а по телеку шли кадры кинохроники: Вьетнам, Бангладеш, Африка. Везде горе и нищета. На помойках, словно муравьи, роются люди. Как хорошо, что у нас такого нет – думал я. Нас ждет слава, любовь и интересная насыщенная жизнь. А пословица «От тюрьмы и от сумы не зарекайся» для дураков и неудачников.
После армии пути наши окончательно разошлись. Славик по глупости угодил в тюрьму. Вышел, занялся бизнесом. Благополучие, семья. Потом срыв. Стремительное падение. Опять подъем, вторая семья. Падение. При редких встречах я покупал пиво. Мы сидели в баре, вспоминали выпитое отцовское вино и красивую музыку. Позже Славик пытался взлететь, но стакан, словно груз, привязанный к ногам, тянул ко дну. Наконец, я увидел его на мусорниках. И при встречах перестал протягивать руку, боясь заразиться. Это в прошлой жизни мы слушали концерт Харрисона в пользу обездоленных и были убеждены, что нищета нас не коснется. В этой же все по-другому. Спой нам, Боб Дилан, о наших матерях-одиночках, стариках с нищенскими пенсиями, с трудом сводящих концы с концами. О десятках тысяч людей, по тем или иным причинам потерявших кров, спившихся и обретших место у мусорных бачков. О детях, кончающих жизнь самоубийством. Спой о чиновничьем равнодушии. Спойте, ребята, потому, что нашим поп-музыкантам не до нищих. Они капусту косят. Мой знакомый, много лет работающий в Риме, рассказывал, что в Италии с голоду не умрешь. В каждом городе есть пункты, где человека могут накормить и предложить ночлег. Как же обстоят в этом отношении дела в городе счастья – Ялте? А никак. Церкви есть. Есть огромная муниципальная структура, а вот ночлежек нет. Чем может помочь веселый город счастья обездоленным? А ничем. Они никому не нужны. В таком городе их просто не может быть.
Впрочем, в отношении церкви беру слова обратно. Лет семь назад у дороги, которая ведет на Поляну сказок, появились первые сараи, в которых поселились бездомные. Одна из религиозных концессий города решила оказать реальную помощь этому контингенту. В то время, когда местные чиновники вели сладкие речи о значении Ялты и своей безумной любви к местному населению, первые поселенцы сколачивали хибарки и селились в них. Церковь и добрые люди помогали стройматериалом. Появилась табличка «Христианский Реабилитационный центр для страдающих алкогольной и наркозависимостью». Правила просты: трезвость и принцип «Хочешь измениться – измени себя сам. А мы поможем». Кто-то менялся и уходил к близким. Кто-то оставался. А кого-то такая постановка вопроса не устраивала. Пьяная свобода прельщала больше. Они уходили в никуда. Но главное – центр предоставлял шанс. И сарайчики силами местного населения начали превращаться в небольшие домики. Появились дорожки, по которым ходили с инструментами в руках трезвые приличные мужички. Симпатичные женщины хлопотали во двориках. Сушились детские распашонки. Теперь маленький поселок – это свершившийся факт. И он живет своей жизнью.
Город, не отворачивайся! Помоги мужичкам с работой, пусть себя обеспечивают. Больным – с лекарствами. Матерям – с пеленками. Кому надо – с документами. Ведь чиновники усложняют все до предела. Посмотрите на очереди в паспортных столах. Это здорово, когда в мире, погрязшем в эгоизме, еще встречаются неравнодушные деловые люди, способные творить такие замечательные дела.
А Славик поднялся. Сказалось воспитание. Забрал отобранную квартиру. Не пьет и не сидит.
Владимир Егорович ШЕВЧЕНКО
Родился в 1956 году в Ростовской области. В шестилетнем возрасте вместе с родителями переехал в Ялту, где и живет в настоящее время. Служил в ВМФ. Образование высшее, художественное. Работал мастером, художником, реставратором, офицером МЧС, начальником аварийной службы. Занимался живописью, скульптурой, декоративно-прикладным творчеством. Пишет прозу. Публикуется в местных и центральных изданиях.