Влад ВАСЮХИН. Последний шансонье
На всех акулищ и акулок,
свирепо рвущих шоубиз,
певец, похожий на окурок,
давно взирает сверху вниз.
Он ничего ни с кем не делит,
выходит к рампе, не спеша,
и популярности, и денег,
отжаждала его душа.
Порой вздохнет: «Пора со сцены!
Я допотопный динозавр!
Но… гастролер, бесспорно, ценный,
как прежде, поднимаю зал.
Который год в прощальном туре,
что самому уже смешно…
А петь Тулузе или Туле –
не все ль равно?»
Мой Моцарт
Не говорите: «Отмучившись…»
Жизнь пронеслась Дианой!
Моцарт умер от музыки.
Музыка – это диагноз.
В окна она и в двери,
в щели самые узкие…
Что вы: «Сальери!.. Сальери!..»
Это все вымыслы русские.
В уши она и в души,
в ноздри – «Вдовой Клико»,
громче она и глуше…
В глотку его – клыком!
Музыка – яд,
музыка – ад,
музыка – пат.
Музыкопад.
Музыка – рай,
музыка – край.
В сердце – раздрай.
Вольфганг, играй!
Так просят ангела,
так просят сына.
Что ты задумался у клавесина?
Музыка – сон,
Музыка – сор,
Музыка – всё!
***
Я желал бы родиться черным и петь джаз
до седых волос или потной лысины.
Покоробит, возможно, мечта моя вас.
Наплевать! Я хочу быть иссине-
шоколадным. Хочу, чтоб ночной Steinway
извлекал из глубин чумовые мотивчики,
чтоб весь мир, имитируя визг свиней,
в пианиста швырял баксы и лифчики,
и рыдал самый ярый и злой расист,
а расистка, сдунув пыль с моей обуви,
прошептала: «Как же он голосист!
Строен, гибок, красив до одури...»
Сладкогубым родиться, с углем в очах,
редкой глоткой, дырами в биографии,
и пока Робин Гуд в штанах не зачах,
множить список тех, кому мы потрафили.
Чтоб студенток с прическами, как ананас,
мои хрипы и стоны вели к прострации,
быть чернее, чем космос, и петь джаз
попытаюсь при новой реинкарнации...
Осенняя соната
Памяти Томаса Транстремера
Ночь не кончилась смертью.
Только руку сравнят с плетью.
Паралич.
Можно списывать в старики.
Чао, Вольфганг и Пётр Ильич...
Здравствуй,
музыка для левой руки!
Он смахнёт ненужные ноты –
не Евангелие от Луки.
Жена по губам прочитает: «Но ты
найди что-нибудь для левой руки...»
Ради Бартока, ради Скарлатти
он встаёт по утрам с кровати.
Шепчет:
«Да ничего страшного...
Мне не арии в опере петь...»
И душа, что страдала и страждала,
переселится в левую. Правая – плеть.
Это – почти эмиграция.
Ему сочувствует вся нация,
даже король с королевой.
Он играет одной левой.
Он играет одной левой.
Он играет одной левой...
Для себя. Ночи наперекор.
Фуга фа мажор,
фуга ми-бемоль минор.
Остальное – вздор.
***
Кому биткоин,
а кому Бетховен.
Не знаю, отчего я так спокоен,
хотя условий
быть спокойным нет.
Но я сегодня
как анахорет.
Моя Земля –
пороховая бочка.
Мой телевизор
демонами Босха
набит. Они молотят ересь.
И хуже горькой редьки
мне приелись.
Безжалостно дыхание растений...
А я и не взволнован,
не растерян.
Я равнодушен. Я устал.
Я выпит.
Но день и год на мраморе не выбит.
А значит жизнь
еще полна коллизий.
На сон грядущий
слушаю «К Элизе».
Марсельский шансон
Ты прошлой ночью пела с мотыльками,
ты прошлой ночью пела мотылькам...
О, сколько счастья – уноси тюками!
О, сколько страсти – прячь по сундукам!
Летел твой голос парусом в лазури,
весь мир прощая, милуя, любя.
Мы удивились и глаза разули,
благоговейно слушая тебя.
Ты прошлой ночью пела с моряками,
ты прошлой ночью пела морякам,
тебя ловили жадными руками,
а рулевой снимал на betacam.
Жизнь твой концерт оплатит медяками.
«Как ангел наш?» – «Хрипит по кабакам!»
Ты в прошлой жизни пела с мотыльками,
ты прошлой ночью пела морякам...
***
Когда мы пели c Верой Павловой,
а мы однажды с нею пели,
то были сапогами парными:
я не последний в этом деле,
а Вера – просто вся из музыки,
буквально вся, до самых кончиков
из этой легкости и мудрости...
Стояло время колокольчиков,
и были все чудесно пьяные,
нет, восхитительно нетрезвые!
Ее пассажи фортепианные
летели вдаль, как кони резвые.
Когда мы пели с Верой Павловой
то русское, а то советское,
в словах не путаясь, не плавая,
чем удивляли братство светское,
казалось: так и встретим в пении
часы глухие, предрассветные,
и подпевать нам будут гении –
живые, верные, бессмертные...
Фрагменты из мозаики «Париж»
***
Жюльетт Греко. Не где-нибудь –
в «Шатле»!
Вся в черном.
Ей летать бы на метле!
Ей 80. Черная пантера,
она поёт нам тонкими руками
стихи Генсбура, Бреля и Превера.
И мы однажды станем стариками...
В ту ночь в «Шатле»
заметил Сен-Лорана –
его вели с концерта, был он плох.
Торчало сердце из нагрудного кармана.
Кумир поверженный – все бог!
Я, может, расскажу о том коряво –
в посудной лавке места нет слонам –
Париж был без хиджаба и Корана,
когда в «Шатле» – в поклоне – гранд-мадам
Жюльетт Греко.
О, муза Сен-Жермена,
большая парижанка,
дом твой – сцена.
«Лиловый негр вам подавал гашиш,
когда в Париже был ещё Париж».
***
Потом я прилетал на Карлу Бруни –
в «Олимпии» был сольник.
Саркози
уже не президент. Пускала нюни
толпа, его увидевши вблизи.
Овацию сорвавший Николя
сиял, как Елисейские поля.
А Карла что?
Мурлыкала, шептала,
интимная дрожала хрипотца.
Она гитару, как дитя, держала,
как девочку,
не знавшую отца.
Влад ВАСЮХИН (Владислав Алексеевич Васюхин)
Журналист, драматург, поэт. Родился в 1967 г. в г. Электростали Московской области. Окончил факультет журналистики МГУ им. Ломоносова. Автор нескольких книг стихов и интервью, изданных «Эксмо», «Вершиной», «ИМА-пресс», «Индекс Дизайн» и другими издательствами, нескольких пьес. Лауреат журналистских и литературных конкурсов, в том числе премии им. А.Куприна, «Гонг» (дважды), «Историческая драма» и др.