Мария БЕЛЫХ. Ключ от старого пианино
Стравинский зачерпывает голою рукою,
Без ковша плоть музыки студёной и кипящей.
Из колдовских котлов, из потайных ключей,
Из варева болот неспящей чуди...
И стряхивает европейца пальцами в пространство –
Студёные и солнечные брызги...
28.06.2002
Сумасшедшая со скрипкой
Над этой старой оглоблей – с футляром,
Все умирали со смеху,
Когда она шествовала по проспекту Мира,
Царственно улыбаясь
Намазанным щербатым ртом,
Открыв всем ветрам
Иссечённые временем шею и плечи.
Воздушная юбка колоколом
Покачивалась в такт её деревянной походке,
На макушке победно сияла башня
Соломенных, жидких волос.
О, она одна ЗНАЛА
Кто есть ТА САМАЯ
Единственная в мире СКРИПКА,
Которой домогаются все музыканты,
Великие и не.
Мир расступился и жаждет её совершенства.
Вот оно!
И она жалела нас, непосвященных,
Неся в себе великую тайну
И несмолкающую МУЗЫКУ ТОРЖЕСТВА.
И милостиво улыбалась.
24.07.94
Белый рояль
Памяти Дмитрия Хворостовского
Облако, похожее на рояль.
А.П. Чехов
Сквозь бессонницу – вьюга,
Сквозь бессонницу – вьюга,
Сквозь бессонницу – вьюга
Вьёт верёвки из памяти,
Будит меня: Будет спать тебе, будет…
Вставай!
Но не сплю я,
оттого и не сплю,
что я слышу
этот белый, запредельно звучащий хорал –
по тебе…
Голоса замирают, и вновь
Слышу я…
Двое суток шёл снег
Красноярск содрогался от плача –
по тебе…
И Господь ниспослал
Милосердный свой белый хорал,
Белый реквием…
Тихий снег упадал
На болящие наши сердца
Двое суток: три дня и две ночи…
На безмолвный немеющий город
Misericordia …
Милосердия
Просят наши сердца
O misericordia…
Нам осталась молодая улыбка твоя
И твой зреющий в вечности голос,
Милосердный господний орган…
Снежный реквием.
А на взлёте, над Аэропортом,
Видишь, город родной Красноярск,
Видишь облако белое-белое, там,
В синеве?
То не облако – знай :
Это Господа, Господа дар.
Слышишь Белый Рояль Хворостовского?
01.11.2019 – 01.02.2020
* * *
Музыку, эту бывшую муку,
Можно в подарок себе завернуть –
Сам себе выбирай упаковку.
Как это ловко придумано –
Спел для других,
А сладость нектара,
Жмурясь, втянул глубоко –
Сноровка!
И солнца кагором наполня себя,
Фонтанируешь – через края!
Пей и ты, что напротив, жадно,–
Виночерпием – всех и каждого –
Стать так легко!
Видение на трубах
городской канализации
Отец – вторая скрипка,
Флейта – дочь,
Бегут по трубам
Вдоль дороги
В ночь
Вдали огни общаги,
Под ногой – бетон трубы,
Не знающей покоя
И борьбы
На конкурсной основе:
Вдаль бежит труба
И
Вдоль
Шоссе
Сырая ночь.
Промокли все.
Пусть не скользит нога,
В кроссовках старых дочь,
Подросток – флейта
Шпарит – прочь.
Вторая скрипка
Вторит ей –
По следу дочери – алле!
Дуэт взлетает над трубой.
Ночь, оркестровой ямой стой!
А мы туда, туда, где ждут!
В наш неуют!
Смелей, отец!
Труба ушла –
Трубе конец.
24.08.95
Ключик
На пыльном пианино,
Что было заперто на ключ,
Стояла встарь таинственная ваза
Из колдовского тёмно-синего стекла.
И, кажется, на самом дне её
Лежал тот ключ,
Что мог бы отпереть забытый инструмент.
Но время спать ещё не миновало...
И в глубь ультрамариновую
Падал всякий хлам:
Булавки,
Старые билеты,
Напёрстки,
Пуговицы,
Мелкие монеты
Всё сыпались и сыпались
Дождём
И погребали доступ
К музыкальному ключу...
И, кажется,
Весь мир забыл о нём.
Он спал.
И пыль копилась нехотя.
Но и не уставая.
Но вот нашёлся покупатель.
И угол комнаты освободился –
Как будто кто-то умер
И вынесли его.
И стала тишина белёсых стен бездомна.
И вздохов синегорлой вазы не слышно по ночам.
Увы!
А ключик был так мал.
И чёрный ларчик просто открывался.
2003 г.
Мария Николаевна БЕЛЫХ
Родилась и живу в Красноярске. В 1980-х гг. занималась в литературной студии «Диалог» у Аиды Петровны Фёдоровой, в самом начале 2000-х – в «Диалоге» у Эльдара Ахадова, позднее – в литературном обьединении «Аллея» на базе Сибирского технологического университета, (рук. М. Стрельцов). Мои учителя – вся великая русская литература, мой дом, моя любовь и спасение. Почти 30 лет прослужила на Красноярской ЖД в дистанции связи. Ветеран труда. Сейчас работаю в Выставочном Зале Союза красноярских художников. Автор поэтических сборников: «Кабинет поэта – ночь», «Via Appia, или путь пчелы», «Зренья хрусталь», «Реликт». Публикации в журналах и альманахах «День и ночь», «Часовенка», «Пока не поздно», «Сквозь время», «Миражисты» и т.д.