Александр ВАЙНЕРМАН. Тропою джаза...
Золотистый, серебристый –
Тенор, альт иль баритон.
Звук волшебный, нежный, чистый,
Слух ласкает – саксофон!
По изгибам медной кожи
Полноводною рекой
Льется музыка, до дрожи
Возбуждая. И покой
На мгновение приходит.
И опять, то вверх, то вниз
Свингом, блюзом колобродит
Саксофоновый каприз.
В вихре тем, импровизаций
Отлетая от земли,
Сквозь биенье гибких пальцев
Звуки плотью обросли,
Мощно вырвались на волю
И в мелодию вплелись.
Страстью, криком, смехом, болью
В сердце вновь отозвались.
То с надрывом, то стихая
Джаза зазвучал мотив.
И регтайм, и блюз Шанхая –
Всех времен речитатив!
2012 г.
Аккордеон
Тарантелла, вальс, мазурка –
танцы всех берут в полон.
Даже песенку про мурку
вам споет аккордеон.
Это инструмент горячий,
басовитый, заводной.
И душа восторгом плачет
под пассаж очередной!
Виртуозный, величавый,
клавиш страстный перестук.
Всем по вкусу и по нраву
бархатистый этот звук,
словно с гор поток ревущий,
вновь пронзает сердце трель.
Глубину познавший в сущем
виртуозный менестрель,
ток, пульсирующий в венах,
звук с органом в унисон.
Натянув канатом нервы
взял разбег аккордеон.
Драгоценною оправой,
то игриво, то смеясь,
мелодичною приправой
звуков хороводит вязь.
Заискрилось в трелях танго,
побежали ноги в пляс,
ни чинов здесь нет, ни рангов,
только музыка для нас,
раздувая мех, октавой
в клочья душу рвет опять.
Награжден от Бога правом
людям радость даровать!
2013 г.
Скрипка
Маленькая женщина
с талиею гибкой,
музыкой повенчана,
ее имя – скрипка!
Открывает клапаны
в сумраке душа,
судорожно-чувственно
струнами шурша.
К небу поднимается
тело, и восторг
в невесомость полную
окунуть нас смог.
Смех сквозь слезы –
музыка бередит сердца
с легкою горчинкою
счастьем без конца!
2015 г.
Звуки рояля
Звуки томные рояля,
как ручей лесной лились.
В потрясённом, тихом зале
улетели чувства ввысь.
И в далёком поднебесье,
словно брызги от дождя
лебединой, звонкой песней
зацепили уходя,
ниагарским водопадом
вниз упали с высоты,
и сверкающим каскадом
разукрасили мосты
между слухом и любовью,
между сердцем и душой.
Растекаясь звучной кровью
в теле. Музыкой большой!
Вновь Шопена скерцо
Разрывает сердце.
Дивные сонаты
Кружатся стаккато.
И Бетховен с Листом
С белых клавиш быстрых
Страстью истекая,
Словно снег растают.
2015 г.
Медные драгуны
Пой, моя гитара –
Шестиструнный хор.
Как глоток нектара,
Нежный перебор.
Тихо трону струны,
Пой сегодня всласть.
Медные драгуны –
Принимайте власть.
Звуков переливы
Мне туманят взор,
Пальцами игриво
Выдаю мажор.
Русское раздолье,
И цыганский стон,
Фадо в сердце с болью,
Да фламенко звон.
Струны вечно юны –
Разжигают страсть.
Медные драгуны –
Принимайте власть.
P.S. Фадо – уникальный музыкальный жанр, существующий только в Португалии, зародившийся в XII веке, во времена французских трубадуров, который впоследствии приобрел греческие, арабские и бразильские черты.
По-настоящему расцвел в XIX веке. Это чаще всего песни о боли. Название «фадо» происходит от слова «фатум», «судьба». Фламенко - традиционный музыкально-танцевальный стиль, происходящий из Андалусии (Испания), сопровождается гитарой и перкуссией: ритмическим битьем в ладоши (пальмас), игрой на перкуссионном ящике (кахон); иногда – кастаньетами. Истоки в мавританской музыкальной культуре. Существенно повлияла на этот стиль и цыганская музыка.
Фламенко
Памяти великого Пако де Лусия
Необузданная сила
В слаженных движеньях ног!
Только Пако де Лусия
Так играть фламенко мог!
Пот по лбу ручьем струится,
Танец как горячий грог
Через сердце – в поясницу.
Через ноги – прямо в мозг!
Свежим, предрассветным бризом,
Под гитары звуковязь,
Саксофон предстал сюрпризом.
Песнь фламенко прорвалась…
Сквозь столетия страданий,
Боль, любовь, тоску, печаль.
Через призраки преданий
В пламенеющую даль
Вновь уносит ритм фламенко,
Разрывая на куски,
Без привычных сантиментов
Жизни прожитой мазки.
2015 г.
Разрывает плоть Фламенко
Это вам не Летка-Енка,
Вальс-бостон или Канкан.
Разрывает плоть Фламенко,
Жизни музыкальной сценкой,
Через боль душевных ран.
И Севилья, и Кордоба
В вихре огненном слились.
И гитары звуки снова
Сквозь костра отсвет багровый
Прямо в сердце ворвались.
Искры в небо улетают,
Звездами сияя там.
Вихрь гитарный настигает,
Слезы на рубашке тают
Вместе с потом пополам!
Завывает хриплый голос,
Струн биенье не унять.
Будь женат ты или холост,
Словно ветер в поле колос
Клонит. И любовь опять
Ослепительным сияньем
От цыганского костра
Обостряет обонянье,
И в груди растет желанье…
Не дождаться до утра!
2017 г.
В ритме джаза
Слышен голос – хрипло-внятно начинает саксофон,
сзади подъезжает лихо с верхней ноты альт-тромбон.
Подпевает басом туба, раздувая чувств пожар,
а ударник, расстилаясь, лепит образ, как гончар.
Тонкогрифная стройняшка, мелодична и легка
в быстрых пальцах гитариста, как с порогами река,
звонкогласая гитара бьется эхом вдалеке,
с инструментами сплетаясь в огнедышащем клубке.
Сверху вниз бежит по нотам звонким соловьем труба,
как меж скал в глубинных гротах в звуке слышится мольба.
Тихо-плавно звуки банджо полились, вплетаясь в ткань,
оттеняя, дополняя, не переступая грань.
В ритме джаза прозвучала стоном музыка в ночи,
и видения застыли в зыбком пламени свечи.
Старый блюз Нью-Орлеана – шок, восторг и в теле дрожь,
а в душе царит нирвана, будто теплый, летний дождь
отшумел над головою, промочил и напоил,
и живительною влагой дал набраться новых сил.
Из гортани – только всхлипы, к небу поднялась душа,
волшебством покой нарушив, память сердца вороша.
Sweet Home of New Orleans Jass in Moscow. Rhythm & Blues Cafe, 2014 г.
Джаз на двух роялях
Хочешь космос в ощущеньях
и полеты на луну –
два рояля за мгновенье
создают вселенную.
Тихий рокот волн в тумане,
разгорается заря,
сны волшебные в дурмане
нас уносят за моря,
волны музыки, мерцая,
заполняют душу, грудь,
в подсознанье проникая,
к счастью пролагают путь.
Два могучих водопада
у подножья гор слились,
фортепьянною балладой
папа с сыном обнялись!
2016 г.
Поцелуй Бога
Наш Слава поцелован Богом:
поэт, художник, музыкант.
Непроторённою дорогой
идет, являя свой талант
от музыки и до репризы,
не пожалев ярчайших красок,
он с «Квадро» джазовым сюрпризом
несет сюжеты снов и сказок,
былин, восторг воспоминаний,
порой несбывшихся надежд
и неожиданных признаний.
Преодолев земной рубеж
летит на крыльях вдохновенья...
Спасибо Горский, с днём рожденья!
2018 г.
P.S. Дуэт Вячеслава и Игоря Горских с большим успехом выступает на лучших площадках России и стран Западной Европы. В их программах авторские композиции, а также интерпретации известных джазовых мелодий. Вячеслав Горский – известный российский джазовый пианист и композитор с мировым именем, в музыке которого переплелись такие направления как джаз, блюз, фьюжн, фанк, классика и этническая музыка. Его имя упоминается в антологии мирового джаза (Нью-Йорк, 1991), он был музыкальным руководителем джаз-рок ансамбля «Арсенал» (п/у Алексея Козлова). С 1983 года – лидер группы «Квадро», автор двух рок-опер, 3 детских мюзиклов, 25 авторских компакт-дисков, музыки к кино и документальным фильмам, продюсер джазовых фестивалей и концертов. Лауреат множества международных джазовых фестивалей в России, Европе, Азии и США. Игорь Горский — пианист, композитор и дирижер, участник телевизионного шоу «Утренняя звезда», лауреат премии «Триумф», Художественный руководитель ансамбля солистов «Чистая Музыка». Автор музыки ко многим театральным постановкам и фильмам, солист Московской Академической Филармонии в составе фортепианного джазового дуэта «Горский&Горский».
Альт
Нежный альт – рожок пастуший,
Звонкогласый саксофон.
Наизнанку вашу душу
Выворачивает он.
Засияет желтой медью
солнца луч внутри альта,
вкусною, заморской снедью,
не пропустишь мимо рта.
Очарует, завоюет,
унесёт, возьмёт в полон.
Сердце бьётся и тоскует
потрясённым мотыльком.
Сколько звучных нот и страсти
тело медное хранит.
Его музыка в ненастье
согревает и пьянит.
От минора до мажора
Грусть и радость, боль и страсть.
Заискрились звуки в хоре,
чтобы в космосе пропасть!
2013 г.
Виват, испанская гитара
По грифу пробежали пальцы –
гитаре свыше дан сигнал.
Запели струны. Быстрым танцем
прошли зарницей через зал,
растаявший в испанских ритмах,
блеснув улыбкой на губах,
Сьерра-Невады алгоритмом,
от Дон Кихота в двух шагах.
Виват, испанская гитара!
Шесть струн – волнующий орган,
что с исполнителем на пару
рождает мыслей караван.
Горами иль бескрайним полем
теснятся мысли, чувства, звук,
где радость и большое горе,
боль расставаний и разлук,
и счастье нового свиданья,
и горечь терпкого вина
гитара будит в подсознанье.
Любовью музыка полна.
2015 г.
Виртуозы гитары с оркестром
Разливается волнами
струн гитарных перезвон.
И басовыми тонами,
эхом зал заворожён.
Тихо подпевает флейта,
скрипок слышен обертон.
Боль насквозь проходит, где-то
слышен бесконечный стон.
Вдруг наплывшие виденья
заслонили всё вокруг,
сквозь скрипичные сомненья
слышится фламенко звук,
Трубы вновь зовут к охоте,
разудалый флюгельгорн
вместе с тубой и фаготом
вмиг разгонят лёгкий сон!
Два бразильца
Два бразильца, две гитары –
сложный жизненный маршрут.
Ритмы Родины на пару
лихо пальцы выдают!
Волшебство гитарной трели,
зажигательный мотив,
лёгкость на душе и в теле –
звуковой аперитив!
То по струнам, то по деке
тихо пробегает дрожь,
увлажнив слезами веки,
будто выпал тёплый дождь!
Два бразильца, две гитары –
я гармонией сражён!
Проигрыш знакомый, старый –
голос Рио слышен в нём!
2016 г.
P.S. Фестиваль «Виртуозы гитары» много лет является одним из самых значимых и престижных форумов классической гитары в мире, концерты которого проходят в Концертном зале имени П. И. Чайковского. Более 60000 зрителей посетили фестиваль со времени его создания, а концерты транслируются через интернет по всему миру, их смотрят зрители из США, стран Европы, Азии, Латинской Америки и Австралии. Более 30 гитаристов-виртуозов с мировыми именами приняли в нем участие, В программе фестиваля ежегодно звучат как произведения эпохи ренессанса, так и сочинения современных авторов, а также переложения для гитары знаменитых классических произведений.
Артёму Лалаяну
По армянскому нагорью мы идем то вверх, то вниз.
Звук ручья, и в отдаленьи страстной музыки каприз!
В быстрых пальцах Лалаяна отблеском арцахских гор
Переливы фортепьяно джаза выдают мажор!
Биться заставляют сердце с музыкою в унисон,
И армянским горьким перцем нерв и слух мой обожжён.
Вижу тень от Арарата, Арагац во всей красе
Даже в голых горных кручах музыка дает посев.
И сквозь камни прорастают к жизни новые ростки,
Ведь армянские напевы в джазе очень нам близки!
2016 г.
К Армении мои слова
В отсутствии Бабаджаняна,
Хоть его музыка жива,
К волшебной музе Лалаяна,
К Армении мои слова!
Стекает с гор рекой могучей
Рояля радостная трель.
Армянский джаз разгонит тучи,
Открыв в миры другие дверь.
По клавишам бежали пальцы,
Как дождь по крыше впопыхах.
И слезы – вечные скитальцы
Копились в искренних глазах.
И не было ни инструмента,
Ни исполнителя, ни рук.
Лишь ветра шум, аплодисменты
И абажура желтый круг.
2017 г.
P.S. В 1988 году в Нагорном Карабахе был создан квартет джазовой музыки «Амарас», чьим лидером стал пианист и композитор Артем Лалаян. Благодаря оригинальному и колоритному репертуару из авторских композиций, квартет быстро достиг популярности в Армении и так же быстро привлек внимание джаз-индустрии за пределами своей родины. В 1994 г. музыкант создал этно-джаз-проект «Джаз с армянским акцентом» с постоянно обновляющимся репертуаром из авторских произведений Артема Лалаяна, который имел большой успех в России и за рубежом. Попутно Артем активно занимался организацией музыкальных фестивалей по направлениям: «Джаз», «Этно» и «Класика». В 2006 году Артем Лалаян был приглашен на престижнейший Montreux Jazz Festival с авторским проектом «Джаз с армянским акцентом». В настоящее время музыкант живет и работает в Армении, в Ереване.
Джаз в Саду Эрмитаж
Споро, клёво, тенорово выдувает саксофон,
Высекая медным горлом всех октав диапазон.
Звуками из подсознанья, хрипло, музыкой стелясь,
Все пространство заполняет, утверждая – это джаз!
Звонко клавиши аккорды поддержали. Тенор-сакс
Снова ожил, статью гордой заставляя бредить нас.
Снизу голос контрабаса с барабаном в унисон
Подпевая, заиграют стайкой рыб на фоне волн.
И вся эта джаз-палитра, сердце красками губя,
И солируя, и слитно заставляют жить любя.
2014 г.
Клубу «Маэстро» и маэстро Сергею Светлову
И вновь, и вновь твой дух таинственный
В глухой ночи, в ночи пустой
Велит к твоей мечте единственной
Прильнуть, и пить напиток твой.
Александр Блок
Кончается март и ручьи зазвенели –
Играй нам и пой, Музыкант!
Минорной свирелью гитарные трели,
И чистый, как море дискант –
Твой непревзойденный талант!
Играй на гитаре Сергей, о гусаре
Сегодня замолвим словцо.
С подругой гитарой, таинственной парой,
Божественным звуков творцом –
Сплетём звуковое кольцо.
Два года «Маэстро» не возраст для клуба.
Друзей, членов клуба не счесть.
Сегодня и лесть не покажется грубой,
Клуб был, остаётся и есть –
И песен пьянящая жесть!
2010 г.
P.S. Сергей Светлов – композитор и поэт, автор более 40 песенных и инструментальных альбомов, поющий в жанре лирической песни, с проникновенной, чистой, светлой грустью, присущей русской душе. Лауреат Всероссийских и международных конкурсов, член Союза писателей России, Академик Петровской Академии наук и искусств, арт-директор Авторского клуба-театра «Маэстро», создатель уникальных детских программ с интерактивным участием детей. Исполняет песни на стихи классиков и современных поэтов, успешно гастролируя со своими творческими программами по России и в Европе.
Музыкант
Михаилу Соколову
Музыка – это акустический состав,
вызывающий у нас аппетит к жизни
так же, как известные аптечные составы
вызывают аппетит к еде.
В.О. Ключевский
Когда Стил пэн звучит в тиши,
Сомнений и раздумий нет.
Великий праздник для души –
Карибов солнечный привет!
Экологические звуки
Пронзают нежностью сердца.
Любовь, надежда, боль разлуки,
И вдохновение Творца.
На тринидадском барабане
Играть, и петь для нас готов
Под блюз, в Божественной нирване
Музмастер Миша Соколов.
2011 г.
P.S. Стил пэн – Музыкальный инструмент Steel pan (в переводе с английского, дословно – стальная кастрюля) был придуман на одном из островов Карибского моря – Тринидаде, и, как всегда, случайно. На всех Антильских островах за несколько десятков лет скопилось множество 200-литровых железных бочек из-под американского машинного масла и нефти. Именно из них и делают национальный карибский инструмент, причём, лучше всего звучат бочки из-под «Kastrol» и «BP». Бочку разрезают пополам, затем нагревают на огне, чтобы дно стало мягким и пластичным. После этого дну придают вогнутую форму, и только тогда упругими резиновыми молоточками выбивают плоские сегменты разного размера. Каждый сегмент настраивают на определённую ноту. На одном пэне может быть выбито несколько десятков нот, а может – всего шесть. Всё зависит от назначения инструмента – соло, аккомпанемент или бас. Дивные звуки, извлекаемые из тринидадского пэна, легли в основу стиля калипсо, широко распространённого на Карибах. Всемирную известность чудо-барабану принёс Жан-Мишель Жарр, который использовал его во время открытого шоу в Париже. Михаил Соколов – перкуссионист, барабанщик, гитарист, композитор, аранжировщик, педагог, певец, фотохудожник. Автор проекта «Экология звука». Преподавал в Московской рок-лаборатории. Работал в проектах «Ревякин и соратники» (Калинов Мост), Kimbata, India in blue, Макоша, в группе Ивана Смирнова и т.д. и т.п. Ныне работает с этническим проектом OYME и осваивает BODY DRUMS – новая тема в сфере «барабанного» творчества. Михаил один из немногих в России играет на стил пэне.
Танго Аргентины
В красном платье с разрезом тонкой талии нитка,
И шальная улыбка партнера жжет.
В страстном танца полете тело, сжавшись улиткой,
Через сцены пространство любить зовёт!
Припев
Танго, танго, аргентинское танго,
Умираю от безумной любви.
Танго, танго, аргентинское танго
Зажигает дикий жар в крови.
Все людские невзгоды, неудачи и счастье
В этих быстрых движеньях, изгибе ног.
Флагом жизненной силы развевается платье,
Перекрестком грядущих, больших дорог.
Припев
Жизнь проходит на сцене, в переливах гитары
Отражаются вехи прошедших дней.
От рожденья до смерти в вихре кружатся пары,
Унося Аргентину в душе своей.
2011 г.
Александр ВАЙНЕРМАН
Родился в Москве. Окончил Московский инженерно-экономический институт (ныне – Государственный университет управления) по специальности «экономика строительства». Работает начальником отдела в научно-исследовательском аналитическом центре. Кандидат экономических наук, автор нескольких десятков опубликованных научных трудов. Поэт, прозаик, сценарист, переводчик, автор стихов к более чем 20 песням. В годы учебы в школе и в институте публиковался в стенгазетах, писал стихи, рассказы и сценарии, делал поэтические переводы с английского языка. Был капитаном студенческой команды КВН. Во время работы в научно-исследовательском институте создал театр и вокально-инструментальный ансамбль. Занимается художественной фотографией. Страстный путешественник, объездил всю территорию бывшего СССР, побывал более чем в 60 странах мира. Постоянно выступает на культурных мероприятиях столицы: в Центральном Доме литераторов, Центральном Доме журналиста, на поэтических чтениях Российского союза писателей, в бард-кафе «Гнездо глухаря», в литературных объединениях «Московский Парнас» и «Стиходелика», библиотеках и литературных салонах. Выступал в передаче «Клуб Маэстро» на телеканале «Диалог» и в программе «Разговор с армянским акцентом» телеканала SPB TV. Публиковался в периодической печати и в литературных сборниках, в альманахах Российского союза писателей и Академии Российской литературы. Выпустил два музыкальных альбома песен и авторский сборник стихов и переводов. Стихи автора переведены на болгарский, украинский и вьетнамский языки. Награжден орденом имени Г.Р. Державина Московской городской организацией Союза писателей России и Союза писателей-переводчиков, медалью «150 лет со дня рождения А.П. Чехова» министром культуры РФ, медалью Маяковского. Финалист литературной премии «Наследие» и национальных литературных премий «Поэт года» и «Писатель года». Член МГО Союза писателей России и Российского союза писателей. Автор книги «Окно в мир».