Денис СОРОКОТЯГИН. Куда пропала музыка?
История об оркестре и его обитателях
В Филармонии случилась беда. Пропала музыка! Дирижёр Мажоркин обращается за помощью к самому лучшему сыщику Находкину. Сможет ли Находкин, который не любит музыку с детства, найти её. «Куда пропала музыка» - увлекательная история, рассказывающая юным читателям об устройстве симфонического оркестра. Вместе с сыщиком Находкиным вы узнаете о строении музыкальных инструментов, об их неповторимых тембрах. Повесть адресована читателям старше шести лет.
1. Музыка пропала.
Эта история произошла в самом обычном городе. Люди в этом городе, и дети, и взрослые, каждое утро просыпались, чистили зубы, завтракали и шли кто на работу, а кто в школу или садик. Но это утро было не таким, как все другие. Сегодня пропала музыка. Она жила в симфоническом оркестре, в городской Филармонии. Вы слышите её? Нет. Шумят листья на деревьях, ревут моторы машин, плачет карапуз в коляске, а музыка...? Её больше не слышно.
Симфонический оркестр – коллектив музыкантов.
Филармония – место, в котором проводят концерты и музыкальные вечера.
И как нам дальше быть? Дети возвращаются из садика, школьники, придя домой, берутся делать домашние задания, мамы готовят ужин и ждут, когда папы придут с работы. А музыка? Все будто забыли о ней.
Кроме него – Дирижёра Мажоркина.
Если музыка бодрая и радостная, она написана в мажоре. Если грустная и печальная – в миноре.
Он всю жизнь работает в филармонии. Вы, наверное, видели это большое и красивое здание с колоннами в центре города. Вот это и есть филармония. Дирижёр – главный человек в оркестре. Он им управляет. Дирижёр взмахивает своей палочкой, и музыка начинает звучать. Музыканты, которые играют в оркестре, называются оркестрантами. Кто играет на скрипке, кто на барабане, а кто на трубе.
В оркестре дирижёра Мажоркина 50 музыкантов. 50 музыкальных инструментов. И значит сто глаз, которые сегодня посмотрели на Мажоркина, когда он взмахнул своей дирижерской палочкой. Вот-вот должна была зазвучать музыка, но как музыканты ни старались, в зале филармонии, где проходила репетиция, царила полная тишина.
Тогда Мажоркин ещё раз взмахнул своей палочкой. Может быть, получится со второго раза, и музыка вернётся. Нет. Было по-прежнему тихо. Тогда Мажоркин в третий раз взмахнул палочкой. Ти-ши-на.
Музыканты опустили инструменты. Они боялись сказать хоть слово. Дирижёр Мажоркин приучил их к тому, что музыка должна рождаться из тишины. Мажоркин был очень талантливым, но слишком нервным дирижером. Он взял свою дирижёрскую палочку и переломил её на две части. Потом выбежал из зала. Он плакал. Если и дальше не будет музыки, и его тоже не будет. Не будет и музыкантов, и инструментов. И филармонии.
2. Когда ещё была музыка.
Придя домой, дирижёр Мажоркин достал из шкафа успокоительный сироп, который ему прописал доктор. Стало чуть легче. Он на минуту забыл о пропавшей музыке. Но вспомнил об оркестрантах. Как он мог их оставить и ничего не сказать? Видели ли они его слёзы? Мажоркину стало стыдно за свой поступок, но он не мог по-другому. Не каждый день вы лишаетесь самого главное в жизни. У Мажоркина этим главным - была Музыка. В детстве его родители отдали в музыкальную школу, и он начал учиться игре на скрипке. Это было нелегко. Скрипка долгое время скрипела и не хотела звучать благозвучно.
Музыкальная школа – здание, где дети учатся музыке.
Мажоркин хотел бросить занятия в музыкальной школе, но его учитель сказал, что у него абсолютный слух. Это значит, что Мажоркин слышал звук кипящего чайника со свистком, и мог безошибочно определить на какой ноте тот свистит. Представляете? Так же и с проезжающими мимо машинами. Скрипач должен обладать очень хорошим слухом. Поэтому Мажоркин решил продолжить занятия. После музыкальной школы он поступил в училище, затем в консерваторию, а уже потом был приглашён в Филармонию для работы дирижером.
Училище, консерватория – места, где готовят профессиональных музыкантов.
Такая долгая дорога, наполненная с самого детства музыкой. А как быть теперь? Мажоркин ничего больше не умел делать. Только ДИРИЖИРОВАТЬ. И он решил уехать из города, в котором провёл всю свою жизнь. Вдруг он сможет найти музыку в другом месте? Наверное, ей просто стало скучно и неинтересно в Филармонии, поэтому она и ушла. И не попрощалась.
Мажоркин решил не поступать, как музыка, и попрощаться. Он собрал свои вещи в маленький чемодан, куда положил концертный фрак и ботинки.
Осталось лишь место для палочки. Но палочка была сломана. Мажоркин не мог простить себе этого. Ну почему он такой нервный? Его настроение менялось по взмаху той же палочки. Сперва солнечное, веселое, мажорное, а через минуту уже грозное, сердитое и минорное. Музыканты не любили видеть дирижёра в плохом настроении. Он тогда часто останавливал репетицию и просил их начинать играть с самого начала. Он искал верное звучание и часто не мог его найти. Но тогда музыка была, а сейчас её нет.
Мажоркин вышел из квартиры в подъезд и постучал в соседнюю дверь. Там жил сыщик Находкин.
Сыщик – человек, который занимается поиском чего-то или кого-то.
Находкин недавно вернулся с работы. Он был очень уставшим. Весь день он искал пропавшую кошку. Хозяйка кошки, рассеянная бабушка, обратилась к Находкину с просьбой найти свою Пушинку, но никак не могла описать черты своей любимицы. То она у неё была чёрной, то темно-серой, то с голубыми, а то вообще с карими глазами. Весь день Находкин вместе с хозяйкой бегали по городу за кошкой, та удирала от них и пряталась. Просто Пушинке нравилось играть в догонялки. А когда за тобой гоняться двое – это просто счастье!
Находкин открыл дверь и увидел перед собой Мажоркина. Они оба были грустные и уставшие.
- Что случилось? - спросил с сочувствием Находкин.
Они даже не поздоровались друг с другом. Сейчас все правила приличия были лишними.
- Понимаете. У меня пропала музыка – тяжело выдохнул Мажоркин.
- Мой рабочий день кончился. Приходите завтра, и мы с вами поговорим.
И сыщик Находкин хотел было закрыть дверь, но Мажоркин остановил его:
- Нет, вы не сможете её найти. Она ушла. Я три раза взмахивал своей палочкой, но музыканты не смогли издать ни звука. Полная тишина! Вы можете себе это представить?
Находкин слушал дирижёра и молчал. Когда тот договорил, повисла напряженная пауза. Такая пауза бывает, когда дирижёр поднимает палочку, и все музыканты готовятся заиграть первый звук музыкального произведения. Такая же пауза повисает и в самом конце выступления, когда последняя нота сыграна. А в воздухе ещё плывёт музыка. Потом уже звучат аплодисменты зрителей. Громкие, долгие, с криками «Браво, маэстро Мажоркин!». Как же дирижёр любил, когда хлопают музыке, музыкантам. Он очень любил весь оркестр и каждый инструмент в отдельности.
Мажоркин не мог больше терпеть тишину, поэтому сказал строго:
- Вот вам ключи от моей квартиры. Скрипичный ключ – от верхнего замка, басовый – от нижнего. Всё просто. Сам я уеду в другой город. И буду там искать музыку.
Находкин думал о своём. Ему не давало покоя фраза дирижера. О том, что он не сможет найти музыку. Он, лучший сыщик в мире?! С этой задачей он легко справится. Музыка не кошка. За ней бегать не надо.
- Я согласен! - сказал Находкин и протянул дирижёру руку.
- Спасибо, спасибо! - благодарил сыщика Мажоркин. - Проследите за моей квартирой, пока меня не будет. Вдруг что…
- Нет, вы меня не так поняли. Вы остаётесь, и мы начинаем поиски вашей музыки. Забирайте ваши ключи и идите спать. У вас был трудный день. У меня, кстати тоже. Я весь день ловил Пушинку.
- И у вас получилось? - спросил нерешительно Мажоркин. Он был неузнаваемый. Такой растерянный, напуганный. Как ребёнок, у которого отобрали его любимую игрушку.
- Конечно, я её поймал! Вы видите эти царапины на моих руках. Разве могут быть какие-то сомнения?
И сыщик Находкин победно закрыл дверь.
Мажоркин закрывал дверь медленно и слышал, как та жалобно скрипела. На ноте ЛЯ.
ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ
По этой ноте, которую играет музыкальный инструмент гобой, настраиваются все музыканты в оркестре. Настраивались. Когда ещё была музыка.
3. Находкин идёт в Филармонию.
Филармония чем-то похожа на Театр. Так? Поход в театр всегда праздничное событие. Женщины надевают красивые платья, мужчины – костюмы. Они заходят в просторный зал, садятся в кресла и смотрят спектакль или слушают музыку.
Находкин проснулся раньше будильника. Он немного нервничал. Ведь он впервые в жизни пойдет в Филармонию. Он открыл дверцу шкафа с одеждой и достал из него свой серый пиджак. Он надевал его только один раз, когда выпускался из школы сыщиков. Он боялся, вдруг пиджак стал ему мал. Нет. Он идеально смотрелся на Находкине. Сыщик все эти годы оберегал свой пиджак от моли. Следил, чтобы та не поела ткань. К пиджаку Находкин решил добавить шляпу и солнцезащитные очки, хотя на улице не было яркого солнца. Очки помогут сыщику скрыть волнение, которое его не покидало.
Он поднялся по ступеням, ведущим к дверям Филармонии. Толкнул большую деревянную дверь, на которой были нарисованы разные ноты. Находкин не знал, что это совсем не ноты. Это длительности. Вот это – похожая на овал – целая нота. Она длится четыре счета. А вот эта – целая, но с палочкой – половинка. Половинная нота длится два счета. Закрашенный овал с палочкой – это четверть. Она длится – один счёт. Четверть с хвостиком сверху – восьмушка. Она равна половине четверти.
Если сложить две восьмушки, получится четверть. А если сложить две четверти – будет половинка. Да, это не музыка, а какая-то математика, скажете вы! Всё верно! Музыка любит точный счёт. Она живет по строгим ритмическим законам. Мы ведь тоже ходим в определенном ритме. Когда гуляем в парке, мы ходим половинными или четвертными длительностями, а когда куда-то торопимся, бежим восьмушками.
Ритм – последовательность разных длительностей.
Целая
Половинная
Четвертная
Восьмая
Находкин никуда не бежал, шёл спокойными четвертями. Он всегда приходил в ровно назначенное время. Они договорились с Мажоркиным о встрече в 10 утра. Дирижёр обещал, что весь оркестр будет в сборе, и Находкин своими глазами увидит, что музыки нет.
Находкин сел в зрительный зал. Так интересно, кроме него в зале – никого. Концерт для одного зрителя. Вы можете это себе представить? Находкин и так чувствовал себя неуютно в незнакомом месте. Он всё время смотрел в потолок, на огромную хрустальную люстру, с которой свисали уже знакомые ему обозначения длительностей.
Находкин не стал снимать очки. Только шляпу. Неприлично мужчине, а тем более сыщику, быть в помещении в головном уборе.
Честно, очки делали Находкина забавным. Многие оркестранты, увидев его в зале, засмеялись. Но очень тихо. Они уже видели перед собой напряженное лицо Мажоркина. Он взял в руки палочку, которую ему любезно подклеила первая скрипка. Ну, не сама скрипка, конечно. А девушка Виола, играющая на ней. Первая скрипка – как правая рука дирижера. Чаще всего она исполняет главную партию и помогает дирижеру вести за собой оркестр.
Да, оркестр, словно большой корабль, огромный инструмент, состоящий из множества других инструментов. Как это непросто – соединить в одно звучание такие разные тембры.
Тембр – окраска звука (голоса или музыкального инструмента).
У каждого из них свой узнаваемый и неповторимый голос. Как и у людей.
У Мажоркина – высокий, временами срывающейся на визг, когда тот очень нервничает. А нервничает он всегда. У сыщика Находкина глухой голос с небольшой хрипотцой. Как будто он сорвал его. Такое бывает, когда много и громко кричишь. Вот как вчера, в погоне за кошкой Пушинкой. «Стой, кому говорю!!! Стой» - кричал Находкин так, что люди вокруг разбегались от испуга. Они бы, наверное, и могли ему помочь, перехватить кошку по пути, но голос сыщика был очень громким и очень невнятным. Вот ему бы точно не помешал дирижёр. Мажоркин умел работать с голосами своих инструментов.
Он посмотрел на первую скрипку Виолу, взмахнул палочкой. Дал музыкантам ауфтакт. Это жест, который предшествует музыке. По нему все оркестранты понимают, в каком темпе им начать играть. Но сейчас это было ни к чему. Музыки не было.
- Вы видите, видите! - крикнул Мажоркин и хотел было снова сломать палочку, но Виола вовремя его остановила. Она дала дирижёру успокоительный сироп. Тот выпил глоток и продолжил уже спокойнее:
- Бесполезно! Музыка ушла из этого места. Мы чем-то сильно её расстроили. Он обратился к музыкантам:
- В последнее время вы все играли вразнобой и совсем не слушали друг друга. Вы хотели, как можно быстрее закончить концерт и пойти домой. Музыка этого не прощает. У дирижера дрожала нижняя губа. Он с трудом сдерживал слезы.
Музыканты были явно недовольны речью дирижера. В чём же они виноваты? Но никто не промолвил ни слова. Пререкания с дирижером были не приняты в оркестре.
- Друзья! - дирижёр со странной улыбкой обратился ко всем. - Наш оркестр закрывается! Вы можете идти! Я никого не держу!
Оркестранты встали со своих мест. Они привыкли во всем слушаться маэстро. Сказано уходить – значит нужно уходить.
- Постойте! - Находкин встал с кресла и снял очки. Его сиплый голос в пустом зале был плохо слышен.
- Я хочу поговорить с каждым музыкантом, узнать о каждом музыкальном инструменте. Он сделал паузу, прокашлялся в кулак, а потом продолжил:
- Понимаете, вы, наверное, мне не поверите, но я сегодня впервые в жизни в Филармонии. Я – сыщик, и очень далёк от музыки. Я не знаю нот, не знаю, как называются инструменты, на которых вы играете. И прежде, чем найти музыку, я должен найти её в себе. Понять её, может быть, полюбить. Не знаю. Я с детства не люблю громких звуков. А музыка – она чаще всего звучит громко.
- Нет, же, нет! Она бывает и тихой, как шелест травы – крикнул ему дирижёр.
- Не перебивайте, Мажоркин. Сейчас моя очередь говорить. Нам нужно слышать друг друга. Вы ведь сами только что об этом говорили?
Мажоркин кивнул головой. Сыщик был прав.
- Поэтому, я бы очень хотел, - продолжил сыщик, - встретиться с каждым музыкантом наедине. Так я смогу распутать это дело.
Мажоркин поднял руку как школьник и попросил слова.
- Да, пожалуйста – сказал ему Находкин.
- Уважаемый сыщик, позвольте мне предложить одну идею. Встречаться с музыкантами не по одному, а целой семьёй.
- У меня нет семьи, Мажоркин! Я живу один, - возразил сыщик.
- Нет, же. Вы меня неправильно поняли. Музыкальные инструменты образуют семьи. Например, к семейству струнных относятся: скрипка, альт, виолончель и контрабас. Музыканты поприветствовали сыщика кивком головы.
- Также есть два семейства – духовые и медные инструменты. Они родственники. В семью клавишных входят фортепиано, клавесин, орган. У нас же, к сожалению, нет старинного клавесина и органа, но есть рояль.
Пианист поприветствовал сыщика коротким и добрым «Здравствуйте!»
- А вот и семейство ударных в лице нашего ударника. Здесь вы видите большой и малый барабаны, тарелки, треугольник, бубен, литавры и ксилофон.
- Да, сложно здесь у вас. Думаю, я бы смог играть только на барабане. Мне уже нравится семейство ударных.
Ударник неодобрительно ухмыльнулся сыщику.
- О, всё не так просто, Находкин, - сказал дирижёр. - Везде нужна учеба и мастерство.
- Конечно, вы правы. Это я так. Пошутил.
Находкин взял паузу. Так бывает и в музыке, когда она не звучит. Паузы равны длительностям. Находкин взял паузу, которая длилась два счета. Половинная. Он внимательно осмотрел оркестр. То, как музыканты сидят. Струнные были впереди. Ближе к дирижеру. Наверное, потому что их слышно не так громко, как духовые и ударные. Да, точно. Следом за струнными шли деревянные духовые, затем медные. По бокам – ударные. Рядом с барабанами стояла арфа.
Находкину сразу понравился этот необычный инструмент. Было в нём что-то волшебное. Ему даже захотелось провести пальцами по струнам арфы. Неужели у него проснулся интерес к музыке? Нет, же, нет. Просто он сыщик.
Самый лучший в мире. И ему надо всё разузнать и попробовать самому.
Он видел, как дирижёр Мажоркин нервничает, как бесконечно пьёт успокоительный сироп.
Музыку нужно найти, как можно быстрее. И Находкин решил, немедля, начать с семейства струнных.
4. Семейство струнных.
- Мажоркин, я прошу вас выйти! Если вы будете мне мешать, музыку нам не найти ни-ког-да!
- Можно ли мне присутствовать при вашем разговоре со струнными? - робко спросил дирижёр.
- Ни в коем случае. Пока вы можете пойти отдохнуть. У вас есть два свободных часа. Можете сходить в кафе или погулять в парке. А сейчас я попрошу вас выйти.
Мажоркин опустил плечи и вышел из репетиционного зала. В этой комнате оркестранты занимаются самостоятельно, учат свои музыкальные партии.
Репетиция – подготовка к выступлению.
По стенам зала были развешены портреты великих композиторов. Конечно, как же без них! Это ведь они сочиняют музыку.
Находкин заметил, что на трёх портретах композиторы в париках. Тогда была такая мода. Это Иоганн Себастьян Бах, Йозеф Гайдн и Вольфганг Амадей Моцарт. Имя Моцарта Находкин знал. Вот только не мог вспомнить ни одного его произведения. Рядом с Моцартом висел портрет Бетховена. Тот был уже без парика. Какой хмурый у Бетховена взгляд. И волосы торчат во все стороны. Находкин знал Бетховена. Его пьеса «К Элизе» стояла на звонке его телефона. Были ещё портреты, но сыщик не успел их толком рассмотреть, потому что в дверь постучали.
- Можно?
Это был голос первой скрипки Виолы.
- Заходите!
Музыканты вошли в комнату для репетиций. Каждый нёс свой инструмент в футляре. Все они были очень похожи по форме, но разные по размеру.
Находкин попросил оркестрантов открыть футляры и достать свои музыкальные инструменты. Потом взял в руку фонарик и внимательно осмотрел каждый футляр. Вдруг музыка спряталась в одном из них?
Ну нет, нет. Музыку невозможно увидеть, её можно только услышать.
Находкин сделал это на всякий случай. Потом он обратился к музыкантам:
- Друзья, прошу вас очень кратко и, главное, просто рассказать мне о ваших инструментах.
Музыканты не привыкли говорить, их дело играть. Поэтому они посоветовались и задачу держать ответ перед сыщиком переложили на хрупкие плечи первой скрипки Виолы. Она и здесь должна была быть первой.
- Господин Находкин, перед вами – скрипка, альт, виолончель и контрабас. Вы уже, наверняка, заметили, что инструменты очень похожи по-своему строение друг на друга. Но есть и свои отличия. Начнём со скрипки.
Скрипку делают из специального дерева, потом покрывают особенным лаком. Стенки скрипки называют деками. Есть верхняя дека и нижняя. В верхней вы видите два отверстия, форма которых похожа на английскую букву f. Эти отверстия помогают такому небольшому инструменту звучать достаточно громко. Ещё у скрипки есть шейка, на которой держится гриф. Вы также можете увидеть струны. Они натягиваются на колки. Чем сильнее натянута струна, тем выше она звучит.
Виола защипнула пальцами четыре струны. Каждая отозвалась звуком.
- Музыка, она вернулась! - вдруг вскрикнул Находкин. - У нас получилось!
- Нет, господин сыщик. Если бы! Дело всё в том, что каждый инструмент по отдельности ЗВУЧИТ, а когда мы пробуем сыграть что-то все вместе – у нас ничего не получается.
- Да, запутанное дело - чуть расстроился Находкин. Хорошо, продолжайте, Виола. Извините, что я вас перебил.
- Скрипач может играть на скрипке, защипывая струны. Такой приём называется пиццикато. Послушайте? Напоминает чем-то капельки дождя, падающие на крышу. Но самая красота начинается, когда скрипач берет в руку смычок. Посмотрите внимательно, к деревянной трости прикреплена лента, сделанная из настоящего конского волоса.
Виола взяла смычок в правую руку. Положила скрипку на левое плечо, пальцем левой руки прижала струну. И провела по ней смычком.
Комнату наполнил звук, похожий на прекрасное человеческое пение. Как же красиво звучит скрипка. Её можно слушать и одну. Без оркестра. Находкин чуть было не расплакался. И как он раньше мог не любить музыку и не ходить в Филармонию.
Но время шло, и нужно было узнать о других инструментах. Очередь за альтом.
Виола рассказала, что скрипку и альт часто путают друг с другом. Альт чуть больше и его звук более низкий и густой, а порой даже резкий и напряженный. Альтист извлёк несколько звуков. И Находкин сразу же почувствовал разницу. В звуке альта он услышал тревогу и грусть. И тут же вспомнил о Мажоркине. Как он там?
Дальше Находкин узнал, что такое виолончель. Корпус виолончели гораздо больше, чем у скрипки и альта. И струны крупнее. Такой большой инструмент в руке уже не удержишь. Поэтому музыкант сидит, держит перед собой инструмент, который при помощи шпиля упирается в пол. Шпиль – такая маленькая заострённая палочка, внизу виолончели. Когда заиграла виолончель, Находкин почувствовал, как по его телу бегут мурашки. Это было так непривычно. А уж когда заиграл контрабас!
Контрабас – самый большой инструмент из семейства струнных, около двух метров в длину. Играют на контрабасе стоя или сидя на высоком стуле. Струны контрабаса значительно толще, чем у его младших собратьев. Поёт контрабас глубоким басом. И достаточно громко. Находкину даже показалось, что в комнате от звука контрабаса задрожали стёкла на окнах.
В этот момент дверь приоткрылась, и в щёлке показался Мажоркин.
- Ну что там? - спросил он шёпотом.
- Мажоркин, если вы не закроете дверь, я тотчас же покину Филармонию и больше сюда не вернусь НИКОГДА!
Дверь тут же закрылась. На самом деле Находкин совсем не хотел отсюда уходить. Ему нравилось в Филармонии. Нравилось быть в окружении оркестрантов. Слушать незнакомые ему звуки, учиться различать тембры музыкальных инструментов. Скрипка, альт, виолончель и контрабас решили исполнить что-нибудь вместе. Вдруг получится? Нет, полное отсутствие звука. Беззвучие. Болезнь прямо какая-то, от которой ещё не изобрели лекарство.
Находкин почесал затылок. У него пока не было вариантов, куда могла подеваться музыка. Она вроде бы есть, но её нет. Но без общего звучания не будет никакого оркестра. Да, каждый инструмент может выступать сольно, но ведь это совсем другое. Тогда он обратился к Виоле:
- Как вы думаете, куда пропала музыка?
- Я думаю, что она устала и взяла отпуск. Ведь даже музыке нужен отдых. Может такое быть?
- Да, конечно. Я, вот, например, работаю без отдыха уже много лет.
- Вот и музыка тоже. Ведь всему есть свой предел. Она скоро вернётся. Мы в это верим. Нужно только подождать.
- Вы только поглядите на Мажоркина! Он не сможет долго ждать. ОН уедет. И у вас больше не будет такого прекрасного дирижера!
В это время дверь распахнулась, и голова Мажоркина спросила:
- Вы меня звали?
И все дружно - музыканты и сыщик - ответили:
- НЕТ!
- А музыка, музыка вернулась? - спросил с огромной надеждой дирижёр.
- НЕТ!
И снова все сказали в одно время.
- Друзья, мы отлично с вами спелись. Уже и говорим вместе! - сказал Находкин.
- Музыканты в таком случае говорят «сыгрались»! - поправил сыщика Мажоркин.
- Да, дорогой дирижёр, всё так. Пригласите ко мне семейство деревянных духовых.
На прощание первая скрипка Виола пожала Находкину руку. Так принято в оркестре. Дирижёр всегда жмёт руку первой скрипке после выступления. Рука Находкина была очень холодной. И у Мажоркина перед концертом всегда были холодные руки. У Дирижера – волнение, а у сыщика – страх: а если ничего не получится? И это будет первое дело, из которого сыщик не выйдет победителем? Нет, этого не будет! Он сможет!
5. Деревянные духовые.
В комнату вошли четыре весёлых музыканта.
У каждого в руках был инструмент. Флейта, гобой, кларнет и фагот.
Оркестранты почему-то смеялись.
- Почему вы так веселитесь? В оркестре беда, а вам весело! – строго спросил Находкин.
Слово взял флейтист:
- Просто гобой сыграл такую мелодию, которая по характеру очень похожа на нашего дирижёра! Гобой, сыграй!
И гобой заиграл. Так гнусаво, как будто у инструмента заложен нос. Находкин старался не только услышать тембр, но и рассмотреть строение инструмента. По форме гобой напоминал трубку, расширяющуюся книзу. Музыкант направляет воздух в трость, закреплённую сверху. Эта трость изготавливается из тростника. Гобоист перебирает пальцами, закрывая клапаны. Так он меняет высоту звука.
- Ну и чем же эта мелодия напоминает вам Мажоркина? – поинтересовался сыщик.
Музыканты снова засмеялись.
- Тишина! - прервал их сыщик. Теперь я понимаю, почему из вашего оркестра ушла музыка. И скоро вслед за музыкой уйдёт и дирижёр. Ведь вы совсем его не уважаете, смеётесь над ним. А, значит, и не любите музыку, которую играете. Ведь так?
Музыканты замолчали.
- Понимаю, вам нечего сказать! Да и не нужно. Всё, что мне от вас надо, услышать, как играют ваши инструменты. Гобой я уже услышал. Прекрасный, особенный звук.
- Именно по гобою настраивается весь оркестр, - добавил гобоист.
- Великолепно. Гобой как дирижёр. Он тоже настраивает вас на будущую игру. А теперь вы? Прошу вас! - обратился Находкин к флейтисту.
Заиграла флейта. Этот инструмент тоже напоминает по форме трубку. Вот только если гобой музыкант держит вертикально, флейту следует держать горизонтально. Отверстие для вдувания воздуха находится у неё сбоку. И так же, чтобы менять высоту звука, нужно зажимать пальцами клапаны.
Флейта играла так кристально чисто и легко. Находкину показалось, что так может бежать с горы ручеёк. И всё благодаря воздуху, который делает музыкальный инструмент живым, наполняет его неповторимым духом. Недаром и название у семейства – духовые.
После флейты зазвучал кларнет. Его тембр был глубоким, спокойным и светлым. А затем Находкин услышал фагот. Его звучание было значительно ниже, чем у флейты, гобоя и кларнета. Тембр у фагота густой и чуть хрипловатый. Чем-то напоминает голос самого Находкина. Но он сейчас об этом не думал. В его голове была одна мысль.
Как же это трудно – руководить оркестром! Ведь музыканты, они как дети. У всех свои причуды и капризы. Наверняка, кто-то в оркестре с кем-то не дружит, не разговаривает. Всё как в жизни. И только музыка всех объединяет в одно целое и примиряет друг с другом. На время концерта. Она звучит – и забываются все обиды и ссоры. Каждый из музыкантов становится чуточку лучше, чем он есть на самом деле.
Если бы сейчас появилась музыка, семейство духовых не смеялось бы над своим дирижёром. Дирижёр не волшебник, и палочка у него тоже, к сожалению, не волшебная, а самая обыкновенная. Хотя если бы он был волшебником, тоже было бы неплохо.
Но тогда могли бы обойтись без Находкина. Волшебство со всем бы справилось.
6. Медные духовые.
Находкину явно нужен был перерыв. Конечно, это он расстроился из-за музыкантов. Ему было обидно за Мажоркина. Ведь каждый труд имеет свою цену. А музыканты этого не понимают. И Находкин подумал о себе. Вдруг кто-то также смеётся и над ним. И ему стало ещё тоскливее.
Когда Мажоркин принёс Находкину чашку горячего чая и тарелку с бутербродами, сыщик полюбил дирижёра ещё больше. Находкин весь день ничего не ел. Поиски музыки забрали все его силы.
Но теперь, когда он поел, он снова может продолжить свою работу. На очереди – семейство медные духовых.
Музыканты стояли в шеренге. Так обычно стоят на параде. Конечно, ведь медные духовые участвуют в составе военного оркестра. Вот поэтому, музыканты такие строгие, сосредоточенные и даже чуть-чуть суровые. Совсем другие, нежели чем деревянные духовые.
Первой из строя вышла валторна. Ну, то есть с валторной все было хорошо. Есть такое выражение: выйти из строя, значит, перестать работать. Но здесь речь не об этом. Просто валторнист сделал шаг вперёд и смело заиграл.
Находкин услышал мягкий, бархатистый, певучий тембр. Валторнист рассказал ему, что воздух поступает в валторну через специальный мундштук. И здесь тоже, как у деревянных духовых, есть клапаны. А форма у валторны какая причудливая! Находкину стало интересно, тяжёлый ли инструмент валторна? В плане игры он один из самых непростых и по весу примерно два килограмма.
Находкину сперва показался этот вес не таким большим, но потом, подержав валторну в руках чуть дольше, он понял, что музыканты должны быть физически очень сильными.
За валторной зазвучала труба. Самый высокий по звучанию инструмент среди медных духовых. Вот если бы Находкин нашёл музыку, он бы хотел, чтобы победную мелодию исполнила именно труба. Такой у нее яркий, блестящий, красочный тембр. Как летнее солнце, согревающее всё и всех.
Следом за трубой Находкин услышал тромбон. Тембр тромбона могучий и богатый. Ярким отличием тромбина от других медных духовых является наличие кулисы. Тромбонист держит инструмент левой рукой, а правой при помощи кулисы изменяет высоту звука.
Когда Находкин увидел тубу, он понял, что этот инструмент ему никогда не поднять. Таким он казался тяжёлым. Трубка тубы вдвое длиннее трубки тромбона. Во время игры музыкант держит инструмент перед собой. А как называют музыкантов, играющих на Тубе? Точно! Тубисты.
Находкин смотрел на тубиста. Как его лицо краснеет от выпускаемого воздуха. Нужно иметь здоровые лёгкие! Музыкант должен менять дыхание на каждом звуке. Иначе он просто не сможет играть. Тембр тубы похож на бас. Такой же густой и мягкий. Но уж слишком громкий. Находкину показалось, что от звука тубы сейчас обрушатся стены. В концертном зале туба звучит, наверняка, прекрасно. А здесь в комнате звуку очень мало места. Он рвётся наружу, на улицу.
Прослушав всех музыкантов, Находкин задал им главный, волнующий всех вопрос:
- Куда же пропала Музыка?
Ответил тубист. Кажется, он был самым старшим и опытным из всех.
- Это мы виноваты, господин сыщик. Это мы спугнули мелодию.
- Чем же?
- Своим звуком. Вот я сейчас сыграл две ноты, а вы уже испугались. Я ведь видел.
- Я? - возразил Находкин. - Я нисколько не испугался. С чего это вы взяли?
- У вас даже волосы на голове встали.
- Не может такого быть!
Находкин прикрыл голову шляпой. Так и остался в ней сидеть. В сером пиджаке ему было очень душно. Почему это он должен чего-то бояться, тем более звука какой-то тубы!
- Просто я, труба, тромбон и валторна вчера поспорили во время репетиции. Кто из нас громче сыграет!
- А куда смотрел Мажоркин! Почему он не остановил ваше безобразие?
- Он-то как раз нас и остановил. Сделал нам замечание, что мы, медные духовые слишком громко играем и заглушаем всех остальных. Хотя, на самом деле громче всех сыграла моя ТУБА!
- Нет, моя ТРУБА!
- Мой ТРОМБОН!
- Моя ВАЛТОРНА
- СТООООООП! - крикнул Находкин, что было силы. Он звучал сейчас как самая настоящая труба. Так громко и звонко. Он никогда так не кричал. Даже, когда гнался за кошкой. И всем музыкантам стало понятно, что самая громкая здесь не туба, а сыщик Находкин. Самый лучший сыщик в мире. И самый громкий.
Находкин остался в репетиционном зале в одиночестве. Он всё не мог прийти в себя после крика. Теперь ему хотелось уйти из филармонии. Уйти, как музыка. Это единственно верное решение. Ну как можно терпеть то, что музыканты соревнуется друг с другом, кто громче сыграет. Это что, спортивные игры?
Струнные были правы. Музыка долго терпела, а потом не выдержала и ушла, чтобы просто отдохнуть. И Находкину тоже нужен отдых. Он давно хотел поехать в другую страну на экскурсию. Может быть взять с собой Мажоркина? Он бы показал Находкину, в каких городах родились великие композиторы, изображённые на портретах.
Может быть, он побывает на родине Моцарта?
Находкин решил совершить побег из Филармонии. Но только ему стоило открыть дверь, на пороге появился Мажоркин.
- Ну как наше дело? Продвигается? - спросил он сыщика.
Сыщик еле стоял на ногах и готов был упасть от усталости.
Мажоркин успел подхватить его. В коридоре уже ждали ударники.
Мажоркин приказал музыканту, играющему на тарелках, помахать ими перед лицом сыщика. Нужен был свежий воздух. Ударники открыли все окна. Потом, когда Находкину стало чуть лучше, его посадили на стул.
- Я… хочу… уехать… - сказал обессиленно Находкин.
- Куда? - спросил режиссёр.
- На родину Моцарта.
- В Зальцбург?
- Не знаю… Наверное…
- А как же мы? Как же музыка?
- Я встречу ее в Зальцбурге. Наверняка она сейчас там. И скажу ей, чтобы она… чтобы она… больше сюда не возвращалась. НИКОГДА! И вам, Мажоркин, я советую оставить оркестр. Сегодня же! Им не нужен дирижёр, им вообще никто не нужен.
Мажоркин решил прекратить поиски на сегодня. Сыщику нужен был отдых. И ему нужно было обо всём подумать.
Завтра утром, если у Находкина будут силы, он поговорит с ударными, пианистом и арфисткой.
Себе же Мажоркин сказал: если музыка не вернётся к завтрашнему дню, он уйдёт из оркестра, из Филармонии, да и вообще из музыкального мира. Уйдёт в никуда. Как же это страшно. Уйти в никуда…
7. Ударник-хулиган.
Наступил новый день. Находкин проснулся и увидел перед собой листы с нотами. На стенах были обои с рисунком, похожим на нотный стан. Пять линеечек, на которых сидят, как птички, ноты.
- Дорогой Находкин, с добрым утром!
В комнату вошел Мажоркин.
- Вчера вы были так слабы, что я просто не смог оставить вас одного в вашей квартире. Как же всё-таки хорошо, что мы соседи!
Находкин продолжал хлопать глазами и ничего не говорил.
- Я сделал вам завтрак. Яичницу! Она получилась похожа по форме на две тарелки, которые есть у нас в оркестре. Нам нужно скорее ехать в Филармонию. Завтракайте и едем!
- Нет, нет, нет! – постепенно пришёл в себя Находкин. - Я ничем не могу вам помочь. Я понял, что музыка – это не моё. Она забирает у меня все силы. И да, я очень не люблю, когда играют громко. Вчера, когда туба заиграла, у меня начала болеть голова. А сегодня вы мне говорите про ударные инструменты! Но если я сейчас услышу барабан, моя голова точно разлетится на маленькие кусочки!
- Находкин, я думал, что вы тот сыщик, который всегда доводит дело до конца! Оказалось, что это не так! - развёл руками Мажоркин.
- Нет! Я никогда ничего не бросал! Я всегда находил то, что должен найти! Но вы тоже поймите меня!
- Да, мне просто неудобно перед музыкантами. Мажоркин присел на стул. - Дирижёр – главный человек в оркестре. Мало того, что я не смог удержать музыку, так ещё и самого лучшего в мире сыщика упустил. У нас осталось не так много работы! Вам нужно увидеть ударника, клавишника и арфистку!
- Арфистку? - просиял Находкин. Он вспомнил, что очень хотел поиграть на арфе. Уж очень понравился ему этот инструмент. - Хорошо! Едем! - сказал Находкин.
- Да, Находкин, ваше настроение меняется как музыка! То оно чересчур хмурое, то слишком радостное!
- Как и у вас, господин дирижёр! Едем, а то я передумаю, - предупредил сыщик.
- Хорошо, только сначала всё-таки позавтракаем! Вам нужны силы. Пройдёмте на кухню!
И дирижёр взмахнул своей рукой. Не хватало только палочки.
Ударник уже был в концертном зале. Мажоркин понял, что в комнате для репетиций слишком тесно и душно, поэтому все собрались в концертном зале.
Дирижёр решил не оставлять сыщика ни на минуту. Вдруг что-нибудь опять случится, и ему будет нужна срочная помощь. Он даже принёс ему коробку конфет. Для поднятия настроения.
- Я прошу вас только об одном! - обратился сыщик к ударнику. Ни на чём не играйте, только рассказывайте об инструментах!
- Как это? Остальные все играли, а я чем плох? Почему мне нельзя?
Ударник был очень смелым и не совсем воспитанным музыкантом.
- Потому что у меня очень болит голова, - сказал Находкин как будто по слогам. - Я не выдержу громких звуков.
- Мое дело играть! Я этому учился в консерватории. Говорить красиво я не умею! Господин дирижёр, вы можете, как никто другой, лучше рассказать о моих инструментах. А я послушаю! Может быть, что-нибудь новое для себя узнаю, - сказал ударник и встал руки в боки. Он говорил так отрывисто, как будто играл на маленьком барабане.
- Хорошо, я расскажу сыщику об ударных инструментах, - спокойно сказал дирижёр.
Находкин боялся, что тот начнёт кричать на ударника за его такое наглое поведение, и может снова понадобиться успокоительный сироп.
Вот это музыканты! С ними нужно быть очень строгим! На них нужно кричать, заставлять их работать, запугивать! Неужели нельзя по-другому? - думал Находкин.
- Господин Ударник, я прошу вас выйти из концертного зала. Мы прекрасно справимся и без вас, - сказал дирижёр.
Ударник не ожидал такого поворота. Он был уверен, что ему разрешат играть. И уже был готов взять в руки палочки, чтобы ударить по барабану. Но нет. Пришлось уходить.
- Находкин, я постараюсь кратко рассказать вам об ударных инструментах. Ведь о многих вы и без меня знаете.
- Есть ударные инструменты с определенной высотой звучания, а есть с неопределенной. Такие, как барабан. Даже я со своим идеальным слухом не смогу определить, на какой ноте стучит барабан. Существует два вида барабанов – малый и большой. Барабан представляет собой металлический цилиндр, обтянутый кожей. Играют на барабане палочками.
А вот этот инструмент, напоминающий своим видом два котла, называется литавры. Из них можно извлечь звуки и сразу определить их высоту. Играют на литаврах тоже палочками. Получается такой гулкий звук, похожий на громовой раскат. Он может длиться целых пять секунд.
А вот этот инструмент вам, наверняка, знаком с детства! Это металлофон! Набор металлических пластинок. Ударишь по ним палочкой с шариком на конце – получится серебристый звук. Есть ещё ксилофон. Он похож на металлофон, только дощечки у ксилофона сделаны из дерева.
А вот это малыш Треугольник. Думаю, не нужно объяснять, почему у него такое название. В детстве я играл в маленьком оркестре. И первый инструмент, который мне доверили, был именно треугольник. Музыкант держит треугольник левой рукой, а правой ударяет по нему стальной палочкой. Получается искристый, кристально чистый звук. И, несмотря на то, что треугольник такой маленький, его очень хорошо слышно в оркестре.
Наверное, этого будет достаточно! У меня всё! - дирижёр низко поклонился.
Находкин даже хотел поаплодировать дирижеру за его такой интересный и подробный рассказ.
- Да, игра на скрипке не сравнится с игрой на барабане! То ли дело скрипка! - сказал мечтательно сыщик.
- Да, вы правы. Но каждый инструмент занимает в оркестре своё, важное место. Ударные стучат, дребезжат, трещат. Они создают атмосферу, шумы, эффекты. Без них было бы не так интересно! И не стоит забывать, что ударные инструменты появились самыми первыми на земле. Древний человек взял в одну руку камень, в другую – палку и начал стучать! Получился ритм! Потом человек начал добавлять к ритму звук своего голоса. И вот уже появилась мелодия. Музыка!
- Да, теперь я понимаю ударника! - сказал сыщик. - Его барабан – один из первых инструментов на земле, а мы его поставили почти в самый конец. С него нужно было начинать!
В это время в дверь постучали.
- Да, войдите! - сказал дирижёр.
В дверях стоял пианист. Находкин был удивлён, что пианист не принёс в футляре свой инструмент, а потом вспомнил, что инструмент у пианиста – фортепиано или рояль.
Да, все-таки скрипку гораздо удобнее переносить с места на место!
8. Маленькая ночная серенада.
- Ударник сказал, что у вас очень болит голова! Это правда? - спросил пианист у сыщика.
- Да! Это так! - ответил Находкин. Сыщику было приятно, что пианист интересуется его здоровьем.
- Вы видите, господин сыщик, ударник уже всем разболтал о вашей головной боли. И как работать в таких условиях? Как делать музыку? - негодовал Мажоркин.
- Чтобы её делать, её нужно сначала найти, - сказал с умным видом сыщик. И обратился к пианисту:
- Прошу вас. Вам слово!
- С вашего позволения, я хочу сыграть вам одну пьесу, которая точно излечит вашу головную боль. Я слышал, что вы мечтаете поехать в Зальцбург, на родину Моцарта? Ведь это так?
Находкин вспомнил о своей вчерашней мечте. И не стал от неё отказываться. Да, он очень хочет в Зальцбург. Ему давно нужен отпуск. Вот найдёт музыку и сразу полетит на родину Вольфганга Амадея.
- Я сыграю вам «Маленькую ночную серенаду» Моцарта. Обещаю, что буду играть piano. Значит тихо. Вообще, общее название клавишных инструментов – фортепиано – произошло от двух итальянских слов. Форте – громко. Пиано – тихо.
Звук в фортепиано извлекается ударом молоточка о струны. Я нажимаю клавишу. Молоточек приходит в движение и бьёт по струне. Головка молоточка обтянута войлоком, что смягчает удар.
Ещё у фортепиано есть две или три педали. Возьмём любую ноту и нажмём правую педаль. Вы слышите? Звук длится дольше и становится более богатым.
Нажмём левую педаль. Звук становится приглушённым и тихим. Чтобы «Маленькая ночная серенада» была негромкой и уютной, я сыграю её, нажав левую педаль.
Пианист сел на стул. Открыл крышку рояля. Перед ним была клавиатура из белых и чёрных клавиш.
- Как вы можете заметить, струны у рояля расположены горизонтально, а у пианино - вертикально. Ну, что ж начнём! - сказал пианист, размял свои длинные пальцы и заиграл.
С какой же гордостью Мажоркин слушал пианиста. Обучиться игре на фортепиано – одна из самых сложных задач. Нужно с детства часами сидеть за инструментом, чтобы пальцы так легко бегали по клавишам. Это называется виртуозность.
Пианист был самым настоящим виртуозом. Звучала Его величество Музыка! Заполняла зал, взлетала под самый потолок. Туда, где висит хрустальная люстра. Вот же она, звучит, дышит, переливается всеми красками! Но звучит сольно! В каждом инструменте, поодиночке. Вот бы она снова зазвучала, когда инструменты заиграют вместе. Как же Мажоркин соскучился по этому объёмному звучанию, проникающему в самую глубину души. Завтра должен состояться концерт! Во что бы ни стало! Завтра!
Дирижёр взглянул на сыщика и увидел, что тот заснул. Да! Музыка его убаюкала. Вот так Моцарт! Может быть, сыщик подумал, что раз серенада ночная, то под неё следует непременно уснуть? Забавно!
Просто сыщик очень устал. Интересно, а что же ему снится?
Находкину снилось, что он больше не работает сыщиком. Он теперь музыкант! И сидит вместе с другими оркестрантами на сцене. Он не может поверить своим глазам. Вот он видит, как на сцену поднимается дирижёр. Музыканты встают и приветствуют его. Вот скрипки, вот альты, вот виолончели, контрабас. Деревянные духовые, медные, а вот и хулиган-ударник. И пианист здесь же! А что здесь делаю я? - спрашивает себя сыщик. - Я ведь не умею ни на чём играть. Как я здесь оказался?
Вот-вот дирижёр взмахнёт своей палочкой и должна будет зазвучать музыка. От волнения Находкин прячется за какой-то инструмент со множеством струн. Здесь его не видно. Заиграла музыка.
- Она вернулась! Она к нам вернулась! - радостно кричит Находкин. И своим криком пугает арфистку, за чей инструмент он спрятался. Это была арфа! Он встречается с арфисткой глазами. Они голубые с золотыми искорками. И Находкин просыпается.
- Я уснул… простите меня, дорогой пианист. Я проспал всю ночную серенаду! Мне очень стыдно, - признался Находкин и даже покраснел.
- В этом нет ничего стыдного – ответил ему пианист и улыбнулся. - Многие на концерте, когда слушают музыку, засыпают. И в этом нет ничего плохого. Человек чувствует, что рядом с хорошей музыкой он в безопасности. Что же вам снилось?
- Музыка! Музыка! Она вернулась! - никак не мог успокоиться Находкин - Мне приснилось, что я играю в оркестре. Кто бы мог подумать!
- А на чём вы играли? - живо поинтересовался дирижёр.
- Не знаю! Рядом со мной не было никакого инструмента! И вы же прекрасно знаете, что я не умею ни на чем играть! Но вот вышел дирижёр…
- Дирижёр? Кто-то вместо меня? - забеспокоился Мажоркин.
- Нет, это были вы! Точно вы. Вы взмахнули палочкой, и зазвучала музыка. А я спрятался за арфу.
- Да, вот это сон! Как же он мне нравится! Ведь оркестр снова играл! Жаль, что это был только сон. А вот и пришла арфистка, за чей инструмент вы спрятались в удивительном сне.
В концертный зал вошла она. С голубыми с золотыми искорками глазами. От которых никуда не спрятаться, не укрыться.
9. Ах, эта арфа!
Дирижёр Мажоркин вышел из зала. Завтра будет концерт. Да, пусть музыки до сих пор нет в Филармонии, но все должны быть готовы. А вдруг сыщику все же удастся её отыскать. Дирижёр не терял надежды.
- Я не отниму у вас много времени, - сказала арфистка и поспешила подойти к инструменту.
Какой же красивый инструмент арфа! Да, скрипки, трубы, флейты тоже красивы, по-своему. Но арфа! От неё нельзя оторвать взгляд.
- Моя сестра сказала, что вам нужно кратко рассказать об инструменте. Я попробую! - сказала она высоким, тонким голоском.
- Ваша сестра? Кто она? - поинтересовался Находкин. А сам всё глядел на струны. Кажется, он пытался их сосчитать.
- Моя сестра Виола. Первая скрипка оркестра. А меня зовут Арфея. Нас так назвала бабушка. Виолу назвали в честь старинного струнного инструмента – виолы да гамба. Это бабушка скрипки, представляете! А меня в честь арфы, которая в старину часто играла с виолой дуэтом.
Дуэт – музыкальное произведение для двух инструментов.
- Как удивительно! Как это прекрасно! Я давно хотел вас спросить, сколько струн на арфе?
- Мне радостно, что вас это заинтересовало. На арфе 46 струн. Каждая струна натянута на гвоздики-колки, расположенные на раме. Форма рамы похожа на неправильный треугольник. Подойдите поближе, не бойтесь. Вы можете тронуть струну. Ну же!
Находкин давно мечтал об этом. Прикоснуться к самому красивому инструменту. Он задел струну. Она завибрировала и отозвалась долгим, глубоким звуком. Этот звук полетел всё выше и выше и растворился под потолком.
- О, здесь тоже есть педали, как и у фортепиано! - заметил сыщик.
- Да, вы абсолютно правы. Только у арфы их не три, а целых семь. Педали помогают повышать или понижать звук.
- Я могу вас попросить что-нибудь сыграть для меня. Я очень хочу услышать, как звучит арфа.
Находкин сел на кресло в первый ряд.
- С огромным удовольствием! - сказала арфистка и очень аккуратно села на стул. Она прижалась левым плечом к инструменту. И начала перебирать струны.
Находкин следил за каждым движением её рук. Казалось, что играть на арфе проще простого. Но потом сыщик подумал. Раз струны сделаны из металла, их не так-то просто цеплять. Здесь тоже нужна своя сила.
Так интересно! Арфея играла на арфе. Это что-то невероятное. Звук арфы был таким таинственным, волшебным, как будто бы открывались дверцы в сказочное королевство. И сыщик видит принцессу в золотом платье. А сам он как настоящий принц. Он подходит к арфе ближе, и они начинают играть с Арфеей в четыре руки. Кажется, что арфа сейчас взлетит, оторвётся от пола. Вдруг сон о сказочном королевстве растаял, словно его и не бывало.
- Что с вами? Вы хотели поднять арфу?
Находкин взглянул на арфистку. Она больше не была принцессой, но всё равно оставалась прекрасной и удивительной. И глаза. Голубые с золотыми искорками…
- Арфа – очень тяжёлый инструмент. Она весит около 30 килограммов. Конечно, это не сравниться с органом. Вы видели когда-нибудь орган? - поинтересовалась Арфея.
- Нет, - пришёл в себя Находкин. А как он выглядит?
- О, это самый огромный по величине инструмент в мире. Он может издавать самое большое количество звуков. Жаль, что в нашей Филармонии пока нет органа. Так бы он занял всю сцену. Вы представляете себе, какой он большой?
Орган как здание! У него даже есть свой фасад. Он состоит из трубок разных размеров и высоты. Каждая труба издаёт только один звук. У органа так же, как и у фортепиано, есть клавиши. Они называются мануалами. Но на фортепиано звук получается из-за удара молоточка по струне, а в органе звук рождается струёй воздуха. Она вызывает колебания внутри трубы. Я понимаю, что, наверное, я рассказываю очень сложно и совсем неинтересно! - остановила свой рассказ Арфея.
- Да, признаюсь, я немного запутался. Но я обещаю, что возьму в библиотеке книги о музыкальных инструментах и все подробно изучу.
Арфистка достала из кармана телефон.
- Послушайте, вот так звучит орган. Это токката и фуга ре минор. Её написал Иоганн Себастьян Бах.
- Я видел его портрет в зале для репетиций.
- Да, да! А как вам его музыка?
- Мне кажется, это великолепно! - прошептал Находкин.
- Да, это давно признанный шедевр классической музыки, - Арфея была рада, что музыка Баха пришлась сыщику по душе.
Шедевр – великое произведение искусства.
- Да, но ваша игра на арфе мне понравилась гораздо больше! Пусть уж Бах меня простит.
- Спасибо, господин сыщик! Если вы хотите, я могу научить вас играть на арфе. Это непросто, но, если у вас есть желание учиться, тогда все возможно.
В этот момент в зал быстро вошёл дирижёр Мажоркин и попросил заканчивать разговоры. Нужно собрать весь оркестр в зале и понять, что же делать дальше. Он надеялся, что у сыщика появился какой-то выход из их общей беды.
Дирижёр понял, что зашёл не вовремя. Он вышел, дав сыщику и Арфее договорить.
- Извините, - робко спросил сыщик. - Как вы думаете, куда пропала музыка? Она есть в телефоне, есть в каждом отдельном музыканте. А стоит разом всем сыграть, её вдруг нет.
- Это называется tutti. Тутти. Когда играет весь оркестр, - поправила сыщика Арфея - Я думаю, что музыка просто захотела чего-то нового. Она устала от старого репертуара.
Репертуар – это список произведений, которые исполняют музыканты.
Мы всё время играли одно и то же. Да, мы старались делать это, как можно лучше. Но всегда нужен свежий, новый ветер. И я чувствую, что он скоро ворвётся в жизнь нашего оркестра! И музыка к нам обязательно вернётся. Вот увидите! Обязательно!
10. Где барабанщик?
Дирижёр постучал палочкой по пюпитру.
Пюпитр – подставка для нот.
Музыканты прекратили все разговоры и посмотрели на дирижёра.
- Друзья! - начал он. - Мы давно не собирались все вместе! Почти два дня! Признаться, я очень скучал по всем вам. Давайте дадим слово сыщику Находкину. Эти два дня он говорил с каждым из вас о пропавшей Музыке, многое узнал о ваших инструментах.
Давайте все поприветствуем сыщика Находкина!
Оркестр и дирижёр дружно зааплодировали. Находкин сидел в зале и очень смутился. Он не был музыкантом и чувствовал себя неловко, когда ему хлопают. Первая скрипка Виола дала сыщику в руки микрофон, чтобы его было лучше слышно.
- Друзья, вы знаете, что я здесь гость. До прихода сюда я не любил музыку. Я её просто не знал. А за эти два дня я узнал столько интересного про инструменты. Про композиторов, которые сочиняли музыку. Послушал Моцарта и Баха! И очень жалею о том, что не узнал всё это раньше. Я только-только начал что-то понимать. Я как ребёнок делаю первые, робкие шаги. Быть может, если бы я был знаком с музыкой дольше, я бы смог вам чем-то помочь. Но я сам не знаю её. Какая она? Её нельзя потрогать, понюхать, увидеть. Но можно… можно попробовать ещё раз. Дирижёр Мажоркин, взмахните своей палочкой. Пусть оркестр снова заиграет! Вдруг у нас получится?
- Вы думаете? Мы ведь пробовали! - сетовал дирижёр. - Что может измениться на этот раз? Жаль, Находкин, жаль! Я был уверен, что вы поможете распутать это дело! - дирижер расстраивался как инструмент, всё больше и больше.
Первая скрипка Виола поняла, что дирижёру нужно дать успокоительный сироп.
- Да, господин дирижёр, - продолжил Находкин. - Это первое дело, из которого я не выхожу победителем. Оно оказалось мне не по зубам. Я не смог найти ключ к этой закрытой дверце. Что ж, с кем не бывает! Важно признавать свои поражения! Но всё же, прошу вас, начните играть! - настаивал сыщик более решительно.
Дирижёр поправил бабочку. Откинул полы своего костюма. Поднял палочку вверх. И тут же её опустил!
- Караул! Караул! - закричал он!
- Что случилось - забеспокоился сыщик.
- Нет ударника! Где ударник? Я же сказал, всем быть в концертном зале!
И тут Виола вспомнила, что ударник попросил передать через неё дирижеру, что уходит из оркестра навсегда. Он решил стать уличным музыкантом. Как же Виола могла об этом забыть! Она попросила прощения у дирижёра и сразу же дала ему успокоительный сироп. Но, видимо, и он не мог тут помочь. Оркестрантам казалось, что дирижёр вот-вот начнёт рвать на себе волосы!
Что же делать? Вот так ударник! Взял и ушёл! Ему не дали сыграть, и он обиделся. Какие же ранимые люди – музыканты! Но если у Находкина разболелась голова… Нужно думать и о других. Тем более о госте! Лучшем сыщике! Хотя сейчас Находкин уже не хотел, чтобы его называли лучшим. Он не смог найти музыку. Пусть он будет просто сыщиком и всё.
В оркестре началась какофония. Такое случается, когда все инструменты играют, кто во что горазд. Но только сейчас играли не инструменты, а говорили сами музыканты. Они даже не говорили, они кричали друг на друга, перебивали, спорили и ссорились.
Находкин долго наблюдал всё это из зрительного зала. А потом решил подняться на сцену. Никто не заметил этого. Он прошёл мимо музыкантов как тень, как человек-невидимка. Никто из оркестрантов не обратил на него внимания. Они продолжали ругаться. Кто-то из них осуждал ударника за его поступок, а кто-то, наоборот, поддерживал!
Тогда Находкин взял в руку палку с войлочным наконечником. И громко ударил по большому барабану. Ба-Бах!
Наступила тишина. Часть музыкантов застыла на своих местах. Кто-то спрятался за стулья. Арфея скрылась за арфой, а первая скрипка Виола забралась под рояль.
- Что это было? - пропищал странным и гнусавым голосом Мажоркин. Как будто бы заиграл гобой. Да, чем-то похожи их тембры.
- Это… это… большой барабан! И теперь я буду на нём играть, – сказал спокойно и решительно Находкин.
Находкин вдруг посмотрел на Арфею. Она была удивлена такому смелому поступку сыщика. И тут же вспомнила про свежий ветер, который должен был ворваться в оркестр. Может быть, Находкин и есть этот свежий, новый ветер. Новый барабанщик! Барабанщик-сыщик! Находкин – находка для семейства ударных!
Арфея подмигнула сыщику. И он понял, что она поможет ему. Он сумел прочесть по её губам:
- Я ТЕБЕ ПОМОГУ!
- КАК КИВНУ, СРАЗУ ЖЕ СТУЧИ!
Мажоркин был обескуражен поведением Находкина. Его даже чуть-чуть разозлило, что сыщик решил вот так просто встать за барабан. Музыкант должен долго учиться, чтобы овладеть игрой на инструменте. Ему даже стало любопытно, как же сыщик справится с игрой на барабане. Попадёт ли в ритм. Он ведь даже нот не знает! Посмотрим!
Дирижёр взмахнул палочкой, показал ауфтакт и начал дирижировать. И чудо! Музыка зазвучала! Да, да, она вернулась! Дирижёр сиял от восторга. Он больше не сердился на сыщика. Ему хотелось крикнуть на весь зал, на весь город: «Ура!» Музыка вернулась, она с нами, она снова в Филармонии!
Находкин в это время тоже думал о музыке. Но не о её возвращении, а о барабане. Он не смотрел на дирижёра, как все музыканты, он смотрел на Арфею! Как же она была прекрасна! Как и её инструмент. Он боялся замечтаться и не увидеть её сигнала: когда ему барабанить? Когда???
Но вот Арфея кивнула головой, и Находкин смело ударил в барабан. Получилось довольно громко! Его было слышно на весь зал. Ещё бы! Ведь это барабан! БОЛЬШОЙ БАРАБАН!
Потом он ударил ещё раз и ещё. И всегда попадал в верный момент!
Дирижёр снял руки. Музыка смолкла. Наступила пауза. На четыре счёта. Раз, два, три, четыре. Такая пауза – называется целой.
А потом все вдруг зааплодировали! И было непонятно, кому же хлопают. Находкину, который впервые в жизни играл на барабане, дирижеру, музыкантам… Нет. Все овации были только ей! Музыке! Все праздновали её возвращение! Все были рады, как будто встретились с лучшим другом, которого давно не видели!
- Находкин! Ай, да Находкин! - дирижёр подошёл к сыщику и крепко обнял его! Друзья, я всех поздравляю! К нам вернулась музыка! Но вернулась не одна, а с новым замечательным ударником! Да, конечно, вам еще учиться и учиться, Находкин! - подчеркнул дирижер.
- Господин дирижёр, - сказала Арфея. Я готова обучить Находкина всем правилам. Что-то он уже знает. Сегодня мы, например, слушали токкату и фугу Баха!
- Да! Это было великолепно! Как жаль, что в нашей Филармонии нет органа! - посетовал Находкин.
- Да! В следующем сезоне мы построим орган! Обещаю! Музыка нам в этом обязательно поможет! - говорил с радостным волнением Мажоркин. Вот теперь его настроение действительно было по-настоящему мажорным. - А теперь друзья, разойдёмся по домам! Завтра концерт! И я очень надеюсь, что музыка за ночь не покинет нас. Он почему-то заговорил шёпотом. И вышел из зала на цыпочках. Наверное, боялся спугнуть музыку.
11. Находкин – музыкант!
И вот наступил день концерта! Днём дирижёр вызвал оркестрантов на репетицию. Вдруг что?
Нет, музыка осталась! Всю ночь дирижёр не мог уснуть! Он глядел на свои обои с нотным станом. И думал о чём-то новом. Да, он решил написать музыку сам. Почему бы и ему не стать композитором. Он будет первый композитор, который записывает свои сочинения на стенах! Всё это, конечно, смешно! Но в каждой шутке есть доля правды. Мажоркин твёрдо решил после сегодняшнего концерта обновить репертуар оркестра!
Зал Филармонии как будто переливался на солнце. Большая люстра сверкала нотами и бросала на стены неповторимое сияние. Вот стали заходить люди, занимать свои места.
Оркестр был за кулисами. Находкин безумно волновался. У него холодели руки. Вроде бы вчера ему было совсем не страшно на сцене! Даже когда он решился ударить в большой барабан. А сейчас почему-то разволновался и не был похож на самого себя!
Тогда к сыщику… (нет сегодня он не сыщик, а ударник), к ударнику Находкину подошла Арфея и вложила ему в руку металлический ключ. И шепнула на ухо:
- Этим ключом откроются все двери!
Находкин посмотрел на свою ладонь. Такой ключ когда-то давал ему Мажоркин, когда собирался навсегда уехать из города. Вот только какой это был ключ? Находкин помнил названия – скрипичный и басовый. Точно! Но какой ключ был сейчас в его руках, он не знал. И некогда было кого-то спрашивать! Прозвенел третий звонок, что означало начало концерта. Зрители захлопали, оркестр вышел на сцену!
Что это был за концерт! Как жаль, что вы не были на нём! Такой концерт не повторяется дважды!
Мажоркин не дирижировал, он будто бы летел над оркестром и гладил каждый инструмент своей палочкой. И музыканты чувствовали, что их слышат, их ценят, их любят. Сколько же было любви! И сколько было свежего ветра!
А в конце концерта был поклон! Находкин впервые в своей жизни поклонился как самый настоящий музыкант.
Да, когда он поймал кошку, ему никто не аплодировал. А здесь совсем другое дело! Ещё и цветы подарили! Букет ромашек!
У Находкина сегодня дебют! Так называют первый выход на сцену.
- БРАВО, НАХОДКИН! БРАВОООО!
Оркестранты подняли Находкина на руки! Подбрасывали под потолок и ловили.
Если бы не он, музыка никогда бы не вернулась в Филармонию. Это он всех объединил!
А Находкин в это время взлетал под потолок и думал: а кто же он теперь?
Сыщик или ударник?
Ударник или сыщик?
И, не найдя ответа, он решил подумать об этом завтра.
12. Секрет
Находкин и Арфея шли после концерта по парку. Было уже поздно, и он решил проводить Арфею до дома. Было так спокойно и тихо.
- Неужели музыка живет только в Филармонии? - спросил он Арфею.
- Нет! Мне кажется она повсюду. В каждом сердце. Ты ведь слышишь, как бьется твоё сердце.
- Да! Оно сейчас бьется очень быстро! Восьмушками. Правильно? И стучит! Как маленький барабан!
- Твоё сердце радуется и поёт. Моё тоже. У нашего оркестра началась новая жизнь. Спасибо тебе.
- Это тебе спасибо! Без твоей помощи я бы не справился с барабаном!
- Тебе, конечно, нужно ещё многому научиться. Освоить литавры, ксилофон и даже треугольник!
Находкин громко рассмеялся!
- На треугольнике я хоть сейчас смогу.
Арфея засмеялась ему в ответ.
А потом Находкин решился и спросил её, какой ключ она ему подарила перед концертом. Скрипичный или басовый?
Оказалось, что это басовый ключ. В нём записываются ноты, сыгранные в нижнем регистре, а в скрипичном – ноты среднего и верхнего.
Арфея говорит хрустальным, высоким голосом и, значит, она звучит в скрипичном ключе, а глухой и низкий голос Находкина – в басовом. Всё просто!
А потом Арфея достала из кармана ещё один басовый ключ, перевернула его и соединила с басовым ключом Находкина.
Получилось сердечко.
Чтобы это могло значить? Спросим у музыки.
Эта история произошла в самом обычном городе. Люди в этом городе, и дети, и взрослые, каждое утро просыпались, чистили зубы, завтракали и шли кто на работу, а кто в школу или садик. Но это утро было не таким, как все другие. Сегодня на земле возник новый дуэт. Арфы и барабана. Но это пока большой секрет.
Только тссссссссссс.
Никому.
Денис Андреевич СОРОКОТЯГИН
Родился в 1993 году в Екатеринбурге. Окончил Свердловский мужской хоровой колледж (пианист) и Екатеринбургский государственный театральный институт. Актер театра и кино, режиссер, драматург, художественный руководитель «DAS-театра», педагог по актерскому мастерству и вокалу, автор учебных пособий для детских музыкальных школ. Актер Театра музыки и поэзии Елены Камбуровой. Живет и работает в Москве. Публиковался в журналах: «Знамя», «Сибирские огни», «Нева», «Русский пионер», портале «Полутона».