Татьяна КУЗНЕЦОВА-НАРОЛЬСКАЯ. Вселенский ритм ловлю руками
Вечер фортепианной музыки
Michel Dalberto (Франция)
27 апреля 2003 г. Мурманск. Афиша
Маэстро, что же это было? Концерт
Вы исполняли в этот вечер,
Или воспоминания нахлынули
И Песней Песен любовь во мне звучала?
Боялась я отдаться власти звуков,
Меня пугала музыка накалом чувств.
О Господи! Как вынесу я встречу, когда
Предстану в вечности перед Тобой нагой?
Маэстро, ваши руки творили чудо.
Рояль был не из лучших,
Столько рук его касалось, —
Проникновенно так играл ли кто на нём?
А в паузах вдруг замирала и вновь
Взлетала душа на гребнях волн,
Что поднимали, сливаясь с клавишами,
Пальцы ваших рук, Маэстро!
Была я рада, что пустовало место рядом, —
Хотелось мне одной остаться,
Или невидимою стать, чтоб только Ты и я!
Ещё Маэстро, что музыкой пленён.
Хотелось мне поддаться порыву
И музыкой взорваться!
…Смирение рояля пред Тем,
Кто мир, как музыку, творил.
Когда, едва касаясь клавиш,
Вы, Маэстро, поглаживать их стали,
Я снова слёз не удержала —
Прикосновение знакомо моей руке.
Маэстро, что же это было, «Метель»?
Я слышала раскаты грома. Гром в декабре,
Иль я была во гробе и сыпались цветы
На крышку гроба? Иль рояля?
Метелью реквием звучал, иль слух
Ева лишь различал раскаты отдалённые
Аплодисментов? — Но рояль не ищет славы!
Ему лишь нужно, чтоб на нём играли —
Ненужности невыносима пустота.
«Метели» Листа аккорд последний
Был так резок… Казалось,
Сердце мне разрезал. Разъединил.
Нет, музыка не творчество, —
Пророчество — всех чувств ушедших
Воскрешенье из небытия
Душой, что от любви изнемогла.
Мазурками Шопена открыто снова
Сердце для лучей весенних. И в нём,
Как в треснутом асфальте, готово
Слово прорасти цветком иль деревом…
Согласна быть! — Чтобы звучало и сбылось.
В пространстве звука
На концерт опоздала. Отдышалась
У двери до окончания произведения.
Под рукоплескания, пробираясь
К свободному месту во втором ряду,
Объявление конферансье не расслышала.
Вблизи сцены уплотнённость пространства
Особенно ощутима. Кажется, что струны
Натянуты между оркестром и залом,
И музыку можно потрогать рукой.
Натяжённость пружинит, вибрирует, звенит.
Откуда она исходит, где начинается
И где заканчивается? — Неважно.
Кому придёт в голову искать начало
И конец струны? — Между сердцами струны…
Чувства, эмоции, мысли перетекают друг
В друга. Меняется окраска, но нанизаны они
На одну щемяще-пронзительную нить.
Чем это закончится? — На краю сознания
Зависает вопрос.
На невидимом экране — панорама жизни.
Вслушиваюсь... Всматриваюсь...
Сквозит тревога и беспокойство…
Чем же всё это закончится? — И молнией
Озаряет: «Смерть?!» — Одномоментно
Громом обрывается последний аккорд.
Град оваций поднимает зал, но руки
Не соглашаются с ним. Отрешённо
Застываю в оглушительной тишине
И выходить из неё не хочется.
Антракт объявили. Прошу программку,
А в ней: «Д. Шостакович. Соната для альта
И фортепиано. Последнее произведение...» —
Как струны лопнули.
***
виолончелисту Олегу Бугаеву,
с благодарностью
Освободи меня от стен,
Условностей и правил
Дорожных — видишь: я парю!
Церковных — по воде хожу!
Мне — за руку — а без платка
Ты как посмела?
И от привязчивости рифм —
Освободи! Вселенский ритм
Воздетыми ловлю руками, —
Дыхание строфы сверяя, —
Собой рифмую. И тобой.
Созвучием наполнись!
Решетка рифмы держит ум —
По тверди ледяной скользишь.
В сиюминутность окунись
Крещенскую слезы Отца
И зарифмуй — дроби и плавь! —
Земной оставленностью Сына.
Равель сумел. Сонатой «Постум».
Татьяна КУЗНЕЦОВА-НАРОЛЬСКАЯ
Родилась в Тернопольской области УССР, получила образование по специальности инженер-строитель автомобильных дорог, а поэтический дар проявился в 33-х летнем возрасте. Издала две книги: «Попутчик» (2008) в Мурманском «Севере» при содействии Союза писателей России и Комитета по культуре Мурманской области, и «Красное» (2019) в Санкт-Петербургском издательстве «Геликон Плюс». Три стихотворения, присланные на этот конкурс, отражают душевные потрясения, пережитые в разные годы на концертах в Мурманске.